История человечества полна всяческих преступлений, но нет большего греха, чем войны, особенно нашего времени, «мировые», когда все люди так или иначе вовлечены в «братоубийство»; сегодня одни «радуются», что убиты сотни тысяч, и даже миллионы «одной стороны»; завтра пострадавшие радуются, что совершилась месть над убийцами. И так вся земля окутывается мраком адской ненависти, и Дух Святой покидает души людей, и отчаяние вселяется в сердца их…[1]

Война является следствием уклонения человечества от общения с Богом. Раскрывая сущность этого страшного явления в своих трудах выдающийся русский философ Иван Александрович Ильин писал: «Раз разбита одна скрижаль Моисеева и нарушена одна заповедь: “возлюбиши Бога твоего всем сердцем, всею душою и всем помышлением твоим”, то само собой нарушается и вторая: “возлюбиши ближнего твоего, как самого себя”». Творец создал людей не для взаимного истребления, а для взаимного восполнения их жизни и сил. Если бы все люди стали истинными христианами, исполненными чувством любви и милосердия к ближним, тогда не стало бы и войн. Тогда исполнились бы слова пророка Исайи: “и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будет учиться воевать!” (Исайя 2:4). Подобное взаимоотношений между людьми на земле было бы идеалом. Но, увы, происходит обратное — по слову пророка Иоиля: “Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши на копья; слабый пусть говорит: “я силен” (Иоиль 3:10). И, как пишет И. А. Ильин, «Пока в человеческой душе живет зло, меч будет необходим для пресечения его внешнего действия — меч сильный и в своей неизвлеченности, и в своем пресекающем ударе».[1]

Война – страшное дело для тех, которые предпринимают ее без нужды, без правды, с жаждою корысти или преобладания, превратившеюся в жажду крови. На них лежит тяжкая ответственность за кровь и бедствия своих и чужих. Но война – священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости, в защиту правды, веры, отечества. Подвизающийся в сей брани оружием совершает подвиг веры и правды, который христианские мученики совершали исповеданием веры и правды, страданием и смертию за сие исповедание; и, приемля раны, и полагая живот свой в сей брани, он идет в след мучеников к нетленному венцу.[2] Защита Отечества — один из самых важных и благородных видов служения человека — одухотворенный подвиг ради блага и жизни всего общества.

Великая Отечественная война, ставшая страшным испытанием для нескольких поколений наших соотечественников, продолжает до сих пор болью отзываться в наших сердцах. История оставила немало мест — свидетелей этой общечеловеческой трагедии. Среди них особое место занимает неразрывно связанное с судьбой Ленинграда — Пискаревское мемориальное кладбище — скорбный памятник, посвященный памяти подвига ленинградцев, крупнейшее в мире крадбище жертв Великой Отечественной войны. В братских могилах Пискаревского кладбища покоятся около 420 тыс. жителей Ленинграда, погибших от голода, холода, болезней, бомбёжек и артобстрелов, 70 тыс. воинов – защитников Ленинграда. Более 500 тыс. человек, погибших, защищая Ленинград¸ отдавших свои жизни во имя нашего будущего. Благодаря их подвигу мы имеем счастье жить и трудиться в Санкт-Петербурге, среди сохраненной красоты и величия нашего города. В апреле 1961 года утверждено Постановление: «…считать Пискарёвское мемориальное кладбище основным памятником героям, отдавшим свою жизнь за счастье, свободу и независимость нашей Родины…».

Как отметил президент России Владимир Владимирович Путин, Пискаревское кладбище «остается святым местом для всех жителей Северной столицы — не только для тех, кто имел какое-то отношение к войне, но и для всех ныне живущих.» Люди свято помнят о героях обороны Ленинграда, и строки из эпитафии Ольги Берггольц «Никто не забыт и ничто не забыто», памятный текст на фризах павильонов «Вам беззаветным защитникам нашим…» Михаила Дудина тому подтверждение.

Отдавая дань памяти покоящимся на кладбище героям, ежегодно в памятные даты 27 января, 8 мая, 22 июня и 8 сентября на Пискаревском мемориале проводится торжественно-траурная церемония возложения венков и цветов к подножию монумента Матери-Родины. Трудами дирекции кладбища, общественных организаций открываются новые памятные плиты, аллеи.

В современной России предпринимается много усилий для сохранения исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны. Великий русский ученый, Михаил Васильевич Ломоносов сказал, что «народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Эта истина бесспорна. Мы живем в государстве, в котором более 80% населения исповедуют себя православными христианами и прекрасно знаем, что одной из древнейших православных культурных традиций является возведение храмов на местах сражений или массовых захоронений людей, отдавших свои жизни во время войн за Веру и Отечество. Тем не менее, у Пискаревского мемориального кладбища, которое знают во всем мире, равно, как и о битве за Ленинград, и о его 900-дневной блокаде до сих пор нет постоянного храма, в котором могла бы возноситься сугубая заупокойная молитва в память о жителях, жертвах блокады Ленинграда, воинах Ленинградского фронта, героях, отдавших свои жизни за наше будущее.

Очевидно, что строительство храма является важным, социально- и культурнозначимым проектом — важным вкладом в дело сохранения исторической памяти о великом мужестве и духовном подвиге наших соотечественников, отдавших свои жизни защищая Родину. Жители и гости нашего города должны иметь возможность не просто почтить память погибших участием в траурных церемониях, регулярно проходящих на Пискаревском мемориале, но и совершить церковное молитвенное поминовение усопших на месте их захоронения.

Именно здесь, на месте, где от боли и скорби сжимается сердце любого человека, где каждая памятная плита на возвышающихся холмах братских могил, каждая аллея указывает на ужасную трагедию, происшедшую в человеческой истории,  должна непрестанно возноситься церковная молитва. Молитва, пронизанная христианкой верой во всеобщее воскресение, в то, что Христос не остался во гробе, что из смерти воссияла жизнь, что в воскресении Христа из мертвых абсолютный, всеобъемлющий, не терпящий исключений закон умирания и смерти был разрушен и преодолен. «Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами.» (1 Фесс. 4:15-18). По благословению правящего архиерея, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, престол будущего храма будет освящен в честь главного христианского праздника — Воскресения Христова. Храмовый комплекс будет состоять из здания храма Воскресения Христова, дома причта в составе c учебным историко-патриотическим центром, исторического музея, поклонного креста.

[1] Софроний (Сахаров), архимандрит. Из воспоминаний о Второй Мировой Войне.

[1] Ильин И.А. О сопротивлении злу силой.

[2] Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи.

Каждый из нас может внести свой посильный вклад в общее дело!

Строительство храма у Пискаревского кладбища — долг памяти погибшим ленинградцам — общее дело всех жителей города — выражение нашего духовного единства и солидарности! История Ленинграда и подвиг непокоренных ленинградцев близок сердцу практически каждого человека родившегося в нашем городе или являющегося его гостем.

Мы часто задаемся вопросом — «Кто будет молится за нас? В этой жизни и в жизни будущего века…» Здесь, в братских моглах Пискаревского кладбища лежат более полумиллиона человек — невинно пострадавших, многие из которых находясь в райских обителях у Престола Божия, молитвенно радуются созиданию нашего храма — места непрестанной молитвы. Таким образом, участвуя в строительстве храма мы приобретаем бесценное духовное сокровище — более 500 тыс. безвинно пострадавших людей, покоящихся в братских могилах Мемориала — благодарных молитвенников за нас и наших родных — в этой жизни и в жизни будущего века.

Внести свою посильную лепту можно в разделах:

Имена всех жертвователей и благотворителей вносятся в синодик храма для молитвенного поминовения.

«Будешь молиться за других, а за тебя все небо будет ходатайствовать.» Св. прав. Иоанн Кронштадтский.

Всех сердечно благодарим за оказанную поддержку!

Узнать подробнее об истории нашего прихода, о ходе строительства храмового комплекса, а также как внести свою посильную лепту вы сможете в соответствующих разделах нашего сайта:

«Если на вашу долю выпала честь строить дом Божий, примите это как великий дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь». Св. прав. Иоанн Кронштадтский.