При входе в каждый православный храм мы видим церковную лавку, где принимают записки. Что это за записки? Зачем их пишут и подают в храме?

Что такое церковная записка.

Подавать записки с именами наших родных, друзей, всех тех, за кого мы хотим, чтобы помолились на Литургии, молебне, панихиде – очень древняя традиция. Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас. Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам. Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров необходимо как можно чаще. Во время богослужения, в разные его моменты, мы действительно совершаем молитву за живых и усопших.

В наше время помянники, к сожалению, есть далеко не в каждой семье. Церковная записка – это разовый помянник, в котором поминают всех, кому желают здравия, спасения и благоденствия «о здравии» или об упокоении почивших «о упокоении». Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и состояние духовное: поминая человека в записке, мы молимся о спасении его души.

В соответствии с тем, как мы хотим помянуть человека, и подается соответствующая записка.

Проскомидия (о здравии / о упокоении).
Проскомидия — самое распространенное поминание, на которое мы подаем записки. Записка поминается во время совершения проскомидии, в самом начале Литургии. При этом из просфоры священник вынимает частицу, которая затем кладется на дискос, а после Литургии опускается в Святую Чашу.

Ектения (о здравии / о упокоении).
Так называется поминание, когда записку прочитывают на проскомидии и также вынимают частицы за тех, кто там записан. Затем эту же записку поминают второй раз – во время сугубой ектении после чтения Евангелия (о здравии) или или на следующей за ней заупокойной ектении (о упокоении).

Молебен (о здравии).
Эта записка поминается на молебне, который служится в храме, как правило, по окончании Божественной литургии. Священник читает эти записки во время сугубой ектении. В некоторых храмах (в т.ч. и в нашем), если записка подана до Литургии (накануне вечером или рано утром), имена, вписанные в записку, поминаются и на славлении, которое совершается в конце Литургии.

Панихида (о упокоении).
На панихиду подаются записки только за усопших. Во время совершения панихиды, на особых заупокойных ектениях священник поминает имена всех усопших, поданных в записках.

Сорокоуст (о здравии / о упокоении).
Эта записка подшивается в специальную папку — Синодик и поминается 40 Литургий подряд — во время совершения проскомидии, в начале Литургии. При этом из просфоры священник вынимает частицу, которая кладется на дискос, и в конце Литургии опускается в Святую Чашу.

Поминание на год (о здравии / о упокоении)…
Как и в случае сорокоуста, записка подшивается в специальную папку — синодик и поминается во время совершения проскомидии, в начале Литургии в течении указанного периода – полгода, года и пр.

Вечное поминание (о здравии / о упокоении)…
Вечное поминание – это поминание человека в течение всего времени, пока стоит данный храм. История свидетельствует, что когда большевики разоряли старинные монастыри и храмы, они находили поминальные списки (синодики) еще домонгольских времен. То есть в этих храмах человека, чье имя было записано в эти синодики, поминали ежедневно на протяжении многих столетий. Когда разрушенный храм восстанавливают и находят синодики — поминание опять начинает совершаться. Вечное поминание обычно совершается за значительное пожертвование храму или вследствие особых заслуг человека перед этим храмом. В вечное поминание включаются также и имена священнослужителей, служивших в нем.

Правила написания записок.
Имена в записках должны быть написаны разборчиво, аккуратно, в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»): Петра, Екатерины… В одной записке пишут не более 10 имен. Все имена должны быть церковными (данными при крещении). Например, Георгия, а не Юрия и полными — Александра, Николая, но не Саши, Коли и т.д. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы (кроме церковных), степени родства.

Допускается писать следующие пояснения перед именами:

«О здравии»: воина (военный) болящего (болящ.), путешествующего (путеш.); заключенного (закл.), беременной, по-славянски «непраздной» (непраздн.).
«О упокоении»: убиенный (уб.), новопреставленный («н/п» — если не прошло 40 дней со дня смерти), приснопамятный («п/п» — усопший, имеющий в этот день памятную дату: день смерти, день именин, день рождения).

Дети: до 7 лет – младенцы (мл. Сергия), с 7 до 14 лет – отрок (отр. Евгения).

Священнослужители: сокращенно указывается сан: диакона (диак.), иеродиакона (иеродиак.), иерея (иер.), протоиерея (прот.), иеромонаха (иером.), игумена (игум.), архимандрита (архим.), епископа (еп.), архиепископа (архиеп.), митрополита (митр.), патриарха (патр.), монаха (мон.).

Не указывают в записках следующие пояснения — «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося» и др.

Имена в записках по общепринятой традиции пишутся в следующем порядке:
— священнослужители,
— дети,
— взрослые.

Отдельно следует отметить: на всех церковных службах мы молимся только за крещеных православных христиан, изъявивших желание быть членами Православной Церкви. Отлученных от Церкви, еретиков, раскольников, некрещеных, самоубийц мы в храме не поминаем. За таких людей совершается только домашняя «келейная» молитва. Только лишь в особых случаях, священноначалие (правящий архиерей) принимают особое решение о возможности церковного поминовения того или иного человека из вышеперечисленных категорий…

Записки следует подавать до начала Литургии (проскомидии) или накануне вечером. Молитва Церкви привлекает на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас, поэтому подавать записки о здравии и упокоении следует как можно чаще.
Очень важно подавать записки и заказывать молебны в те дни, которые имеют особое значение для нас и наших близких: в день рождения, именин или день смерти.

Поминать усопших особенно важно и в определенные дни, установленные Православной Церковью:
– в субботу мясопустную, перед сырной неделей;
– субботы второй, третьей, четвертой недель Великого поста;
– на Радоницу (вторник второй седмицы по Пасхе);
– в Троицкую родительскую субботу;
– в Димитриевскую родительскую субботу (суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского – 8 ноября по новому стилю / 26 октября по старому стилю);
– 9 мая по новому стилю / 26 апреля по старому стилю — поминовение усопших воинов, погибших в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.