Пасха — главный праздник в богослужебном календаре Православной Церкви. Празднуя св. Пасху, Церковь воспоминает Воскресение Христово, являющееся центральным событием библейской истории.

Вера в реальность Воскресения – это фундамент, на котором зиждется все христианское учение. “Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша” (1Кор.15:14 ) – учит св. ап. Павел. Только веруя в Воскресение Христово, человек может верить и надеяться на свое личное спасение – “Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10. 9).

Вера в реальность Воскресения – это фундамент, на котором зиждется все христианское учение.

Cлово “Пасха” происходит от евр. “Пэсах”, что буквально означает “минул, обошел”. О ветхозаветной Пасхе повествуется в книге Исход (12 гл.). Бог повелел, чтобы в ночь накануне 14 дня месяца нисана (первый месяц лунного календаря) каждая еврейская семья принесла в жертву Богу однолетнего непорочного агнца. Его мясо следовало приготовить на огне, с горькими травами и съесть с пресным хлебом (опресноками). Все остатки квасного хлеба следовало уничтожить.

В древности при выпечке хлеба в замешанное тесто добавляли старое, кислое тесто, оставленное от прошлого замеса и, таким образом, новое тесто заквашивалось. Поэтому в Библии закваска является символом прежней жизни до Завета с Богом, проведенной в состояния духовного порабощения. Пресный хлеб – символ стремительно наступившей перемены, обретения пути к духовному обновлению и свободе.

 

Кровью агнца повелевалось помазать косяки входных дверей домов. Бог наказал Египет страшной казнью за то, что фараон не послушал повеления Господа отпустить израильский народ в пустыню. В эту ночь Ангел Господень поразил смертью каждого первенца в Египте – от человека до скота, но прошел мимо тех жилищ, двери которых были запечатлены кровью пасхального агнца. После этого и совершилась ветхозаветная Пасха – исход еврейского народа из египетского плена.

Бог повелел израильтянам совершать Пасху ежегодно в память об освобождении из плена и возвращении в обетованную землю. Но установление Пасхи не было только памятью о прошлом. Жертвоприношение пасхального агнца имело иной смысл как изображение грядущего пришествия Мессии и спасения человеческого рода Его крестной смертью и воскресением (1 Кор. 5. 7). Св. пророк Исайя сравнил Мессию с кротким Агнцем: “Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих…” (Ис.53:7-10).

Ожидание новой Пасхи осуществилось с пришествием в мир Спасителя. Воплотившись от Пресвятой Богородицы, Сын Божий облекся человеческой природой. Он был истинным Богом и истинным человеком, во всем подобным людям, кроме греха. Воспринятую Им человеческую природу Он вознес на крест. Претерпевая страшные муки, Он умер, принеся Себя в жертву искупления за все человечество. Он был распят в канун еврейской Пасхи – так исполнился древний прообраз.

После смерти Спаситель сошел в ад, где проповедал находившимся там душам умерших. [Cм. Мф.12:40; Деян.2:30-31; 1Пет.3:19-20; 1Пет.4:6; Еф.4:8-9. ] Восстав из мертвых, Он сокрушил врата преисподней и вывел из нее души прародителей Адама и Евы, ветхозаветных праведников и всех тех, кто поверил Его Слову.

Христос воскрес, чтобы даровать спасение и вечную жизнь верующим в Него. Таков смысл христианской Пасхи. Св. ап. Павел учил: “Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут” (1Кор.15:22). Грех, подобно неизлечимой наследственной болезни, поразил духовное и телесное естество, как самих прародителей, так и их потомков. Следствием греха является смерть. Христос исцелил воспринятую Им человеческую природу и дал ей бессмертие. Более того, Он освятил ее ипостасным соединением с Божеством, и вознес ее в небесную славу, воссев в человечеcкой плоти одесную Бога – Отца.

Одновременно, Христос даровал всем верующим в Него возможность стать Его Телом.

Через участие в таинствах Церкви, прежде всего в таинстве Причащения свв. Тела и Крови Господних, человек непосредственно воспринимает обожествленное человеческое естество Христа, становится, по выражению св. Кирилла Иерусалимского, “стелесным” и “скровным” Христу.

Поэтому Церковь, как собрание верующих, объединенных вокруг евхаристической чаши, в полном смысле является Телом Христовым – “так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены “ (Рим. 12. 5.). “Возрадуемся и возблагодарим [Бога], – восклицал блаженный Августин — ибо мы теперь — не просто христиане, а Сам Христос. Понимаете и осознаете ли вы Божию милость к вам? Изумитесь и возрадуйтесь, вы стали Христом, так как Он – глава, а вы члены, Он и мы – единый Человек”.

Приобщение воскресшему Христу через таинство Евхаристии, совершаемое в Его Церкви, дает верующему непоколебимое основание для веры в личное воскресение и надежды на вечную жизнь в Царствии Божием. Господь обещал: “ Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Иоан.6:54).

В торжество Пасхи каждый христианин должен обязательно принять участие в радостном пасхальном богослужении и причаститься святых Тела и Крови Христовых.

В торжество Пасхи каждый христианин должен обязательно принять участие в радостном пасхальном богослужении и причаститься святых Тела и Крови Христовых. К этому призывает нас свт. Иоанн Златоуст в “Огласительном слове”, которое читается на пасхальной утрене: “Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!”.

К сожалению, в некоторых приходах нашей Церкви существует порочный обычай не причащать мирян на Пасху. Это противоречит смыслу пасхального богослужения и не может иметь никакого разумного обоснования.

Протодиакон Константин МАРКОВИЧ