– Одна женщина пришла и говорит: «Вообще я всегда считала себя верующей, но постигла меня неприятность в жизни. Стала молиться, чтобы Господь помог мне ее преодолеть, а ситуация все хуже и хуже. И моя вера поколебалась, и вот я уже на грани потери веры. Почему Бог меня отвергает в моей просьбе и моей беде?»

– Вера вере рознь. Я всегда объясняю своим прихожанам: Христа распяли глубоко верующие люди. В безбожии можно подозревать только Понтия Пилата. А те, кто на площади кричал: «Распни!», были верующими. Первосвященники тем более были верующими. Просто у них вера была не христианская. Такая вера и колеблется, и теряется, потому что эти люди думают, что вера сама по себе спасает. Спасает только вера христианская, она дает мир, покой, смирение. А вера, которая избавит меня от зубной боли или от подагры (или я стану лучше видеть, или воскреснет мой любимый родственник), практическая: «Ты, Господи, сделай все, что мне надо» – чтоб макароны подешевели, чтоб на столе всегда были пельмени (и невредные), чтобы я мог бесконечно играть в компьютерные игры, а мне от этого ничего не было, чтобы я не сходил с ума и в уныние не впадал… Что в такой вере христианского? Вера христианская совершенно в другом.

Некоторые говорят: «Мне не везет в жизни, а я человек верующий». Я спрашиваю: «А Христу вообще повезло в жизни?» Как можно рассматривать жизнь Христа, которая закончилась самой страшной на свете казнью? Это во-первых. Во-вторых, казнь совершилась ни за что, Он вообще ни в чем не был виноват. В-третьих, Он никогда и никому не сотворил никакого зла. В-четвертых, Он творил исключительно одно только добро: кормил голодных, исцелял болящих, воскрешал мертвых и так далее; оказывал только благодеяния всем, кто просил у Него с верой. Его убили самым бессовестным образом, а перед этим предали, посадили в темницу. За что Его били, пытали? В чем Он должен был признаться? Ни в чем. Просто избили, просто поиздевались, просто оплевали… Это как: жизнь удалась? С точки зрения веры тех людей, о которых мы говорим, она не удалась.

А жизнь Марии Египетской, удалась? У нее даже одежды не было, она ходила под палящим солнцем совершенно раздетой. Это удача в жизни, это успешность? С точки зрения христианства – это верх успешности. Не потому, что она двумя хлебами питалась сорок лет, а потому, что достигла благословений от Бога. Она является светочем для Церкви на протяжении более полутора тысяч лет. Ее имя повторяется по всем Церквам по всему земному шару. В этом смысле ее жизнь удалась: она – знаменитость; причем ее знаменитость не угасает с веками, а, наоборот, сияет все больше и больше.

Человек говорит: «Вот, не везет…», потому что думает, что ему будут везти возы с деньгами, воз со здоровьем, воз с имуществом, воз еще с чем-то. «Мне не везет» – значит мало ему везут. Это совершенно другая вера, в этом-то и проблема. Человек, конечно, верующий, только вера – не христианская.

Протоиерей Димитрий Смирнов.