«О, чадо, видиши ли, яко место сие зело скорбно есть…»

12 сентября – день памяти преподобного Александра Свирского (1448–1533), который четырнадцать лет провёл на Валааме, из них семь на уединённом острове.

Путь к Святому острову, где находится один из самых удаленных Валаамских скитов, проходит мимо отвесных скал. Грозные и суровые они закрывают от праздных глаз место духовных подвигов преподобного Александра Свирского. Здесь 500 лет назад в пещерке вырубленной скалы, он подвизался в посте и молитвах.

Александр Свирский пришёл на Валаам когда ему было 19 лет. Семь лет прожил послушником, а в 1474 году принял монашеский постриг с именем Александр.

Трудясь в пекарне, он до изнеможения таскал воду и дрова из леса. Вся жизнь его была аскезой. Он рано являлся в монастырскую церковь и всегда стоял на одном месте, сосредоточившись на молитве так, что даже не переступал ногами. Во всякое время употреблял только хлеб и воду, и то в малом количестве. Одежду носил такую, что по выражению его ученика, он едва прикрывала его наготу.

Об Александре пошла молва как о великом подвижнике, – но загрустил молодой монах, ведь он не стремился к славе. По благословению Игумена смиренный инок поселился на острове, который впоследствии и в память о Преподобном был назван Святым.

«О, чадо, видиши ли, яко место сие зело скорбно есть…»

В крохотной пещере на уединённом далеком острове инок прожил ещё семь лет. Это удивительное святое место сохранилось до наших дней. При входе плечи задевают за стены. Едва теплящийся перед образами свет лампады освящает все пространство кельи.И больше здесь ничего нет кроме голого камня. Иконы дают возможность увидеть то, что нам никогда не будет дано и то, что видел своими глазами преподобный: три мужа в светлых одеждах сияющих невыразимым, светом берут его за руку. Александру Свирскому, как и праотцу Аврааму, являлась сама Святая Троица.

В житии преподобного Александра сказано, что от великих трудов кожа на теле его сделалась такой жесткой, что не боялась и каменного ударения. В этой открытой всем Ладожским ветрам пещере закалилось тело святого настолько, что превратилось в неуничтожимый светильник души, и этот Божественный отсвет, приобретенный здесь, святой Александр понес позже с собой на берега реки Свирь, где по велению Божией Матери он основал монастырь.

В XV веке ушёл с берегов Ладоги преподобный Александр, а в середине XIX века по благословению игумена Дамаскина на острове был создан скит, возведена часовня со временем перестроенная в храм. Небольшую деревянную церковь освятили во имя преподобного Александра Свирского. Служба в храме совершалась в праздники, в будние дни неусыпно читалась Псалтирь. Скит этот, в котором к тому времени проживало 8 иноков, отличался строгим уставом. Молочную пищу, братья не вкушали даже в обычные дни.

Деревянный храм эпохи Дамаскина не сохранился, он сгорел в конце ХХ века. На его месте выстроен новый храм, полностью уподобленный прежнему. В скромной деревянной простоте и скудном убранстве царит необыкновенный покой, и рука сама тянется к лежащему на подоконнике акафисту. Пока не помолишься Александру Свирскому, не захочешь уйти из храма.

Но и после невозможно расстаться в мыслях с его образом…

«О, чадо, видиши ли, яко место сие зело скорбно есть…»

 

По материалам — https://valaam.ru/publishing/559801/

Поделиться