Страшный суд — это не будет, как иногда рисуют: весы, на одной чашке весов все твои хорошие поступки, а на другой – все плохие. Нет. Это совсем неправильно. Будут судить по результату.

Вот, дорогой, глубокоуважаемый человечек, тебе дана была такая жизнь. Тебе дана была такая национальность, ты был существом вот такого пола. Тебе был дан определённый запас разума, речи, у тебя была семья, у тебя была школа, у тебя были друзья – разные с точки зрения христианства. Были хорошие, были похуже, были – совсем дрянь.

Но ты сам выбирал, с какими тебе играть, а с какими тебе не дружить. Ты выбирал сам. Родители на что-то указывали, на твои ошибки, на что-то спустя рукава смотрели. Родители тоже, как правило, очень неудачные существа, потому что свои родительские функции они выполняют очень скверно. Потому что им важнее какие-то собственные представления о жизни. Каждый себе строит какой-то собственный комфорт. А Христос хочет настроить человека на подвиг.

Христос, когда пришёл на землю, был совершенный Человек. Он что-нибудь за Свою жизнь для Себя сделал? Нет. Даже не стремился. Даже не имел места, где приклонить голову (см. Мф., 8, 20).Вся Его деятельность заключалась в непрестанном служении человеку: просвещать, лечить, кормить, вплоть до воскрешения. Воскрешал, многих людей избавил от смерти. А взамен?Ну, взамен как всегда – распяли. Предварительно поиздевались.

Люди-то есть люди. Что они могут предложить? Люди – они же неблагодарные, злые, как собаки. Добра они не помнят. Какой ребёнок помнит добро, которое ему сделали родители? Какой ребёнок помнит, что мать на протяжении нескольких лет вставала к нему, желая спать, и его пеленала насухо или искала бутылочку, чтобы дать ему что-то съесть? Он что, за это испытывает к ней какую-то благодарность? Да нет. Он считает, что так и должно быть. И он вообще тут главный – такое маленькое хамло. Или ребёнок кем-то усыновлённый. Посмотришь, как он относится. Родители забрали его чуть ли не на помойке. А он что? Он что, благодарит, что он сыт, обут, что его стараются научить чему-то, беспокоятся о нём, думают, молятся? Да нет. Он только: «Дай! Дай! Дай! Дай!» Но даже, когда «дай» – «ну, да, спасибо». Научили его, как обезьянку, повторять. А в сердце-то благодарности нет. Вот что для человека ни делай, он остаётся неблагодарной скотиной.

А Христос хочет, чтобы человек был благодарным существом. Поэтому даже главную службу назвал «Евхаристия», то есть «благодарение», чтобы люди всё время приучались к тому, что нужно за всё благодарить Бога, который нам жизнь подаёт. Создал воздух, создал воду, создал растения, создал животных и рыб, которых мы употребляем в пищу. Создал прекрасную землю, которую мы могли бы, если бы захотели, превратить в рай.

А мы сами превращаем её в ад. И самый сгусток этого ада – наши семейные отношения, где все ненавидят всех. А нужно наоборот. Я был болен – ты меня посетил. Я в темнице был – ты ко мне пришёл. Я был голоден – ты меня накормил. Я был наг – ты меня одел. То есть поступил с человеком так, как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой.

Всё очень просто. Просто, как тульский пряник. Совершенно просто, но – неохота, времени нет, «потом» и так далее. Потом. Или: «Почему я должен? А я вчера ходил». И так без конца.

Протоиерей Димитрий Смирнов.

Поделиться