Праздник Преображения Господня отмечается 19 августа. А католики и православные, пользующиеся григорианским, празднуют его 6 числа последнего летнего месяца. Для большинства Церквей это непереходящий праздник, то есть он отмечается в один и тот же день и не зависит от даты Пасхи и Троицы. А вот в Армянской Апостольской Церкви Преображение отмечается через семь недель после Пятидесятницы и может быть даже в конце июня, а также в июле и начале августа.

Верующие вспоминают событие, которое произошло ещё при земной жизни Спасителя. Вместе со Своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном Иисус поднялся на гору Фавор и там во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». Так трое апостолов первыми смогли увидеть Христа в Божественной Славе.

Случилось это незадолго (за сорок дней) до того, как Христос был схвачен, осуждён и распят. Соответственно, логично было бы вспоминать это событие зимой или весной, в преддверии Страстной седмицы и Пасхи. Но, чтобы праздник не попадал на дни Великого поста, дата была перенесена.

Несмотря на то что Преображение по календарю приходится на лето, в нем уже ощущается приближение осени. Недаром ведь его народные названия — «Яблочный Спас», «Первые осенины». Они не имеют прямого отношения к евангельской истории, но связаны с обычаем освящать в этот день плоды нового урожая.

Иван Шмелев в своём знаменитом романе «Лето Господне» прекрасно передаёт ощущения праздника: «Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, — зелено-золотистый, мягкий. Ясный, голубоватый день, не жарко, август».

Богослужение Преображения Господня

Праздник Преображения имеет один день предпразднества (18 августа) и семь дней попразднества (20-26 августа). Это значит, что в этот период на богослужениях звучат тексты, посвящённые вспоминаемому событию. Облачение священнослужителей в эти дни обычно белое — этот цвет символизирует свет Христов.

Что же касается непосредственно праздничной службы, то вечером накануне совершается Всенощное Бдение, а утром — Литургия. Так как Преображение — двунадесятый праздник (то есть, один из двенадцати главных после Пасхи в православии), в храмах обычно многолюдно. И даже тех, кто не очень часто бывает в церкви, привлекает традиция этого дня освящать плоды.

Перед отпустом (благословением верующих в самом конце службы) поются тропарь и кондак праздника, читаются специальные молитвы с просьбой благословить урожай и принесших его верующих, а затем плоды окропляются святой водой.

Эта особенность богослужения Преображения Господня известна еще с VI века. Изначально в Израиле и Греции благословлялись виноград и злаки, необходимые не только для пропитания, но и для совершения Литургии. Со временем обычай распространялся по православному миру, а там, где виноград не растёт, освящать стали яблоки и другие фрукты.

Поблагодарить Бога за новый урожай, безусловно, важно. Но нужно понимать, что не в этом главный смысл праздника. Приходя в этот день в храм, нужно помнить, что Христос показал каждому, кто пойдёт за Ним, путь преображения.

О том, на какую жертву добровольно пошёл Господь, чтобы подарить людям спасение души, напоминают праздничные богослужебные тексты. В кондаке праздника поётся: «славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное».

День Преображения Господня (история)

События этого дня описаны в трёх Евангелиях — от Матфея, от Марка и от Луки. Христос, зная, что Его ждёт впереди, готовил к этому и Своих учеников. Он говорил им о том, что Ему предстоит пострадать. Но чтобы они не отчаивались, Иисус приоткрывал им и тайну Своего Воскресения.

Накануне Преображения Он говорил: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем». Вскоре Он взял троих учеников и вместе с ними поднялся на высокую гору. Там Он предстал перед ними в Божественной славе, а рядом с Ним ученики узнали пророков Илию и Моисея.

Впечатленные увиденным, ученики были готовы навсегда остаться в этом потрясающем моменте — ведь тогда и Учителю не придётся идти на страдания! Голос Бога-Отца сообщил им, что перед ними Сын Божий и что им надлежит Его слушать. А Сам Спаситель попросил учеников никому не рассказывать о произошедшем до Его Воскресения. Это наставление объясняется тем, что ничто не должно было мешать свершиться предначертанному. Рассказ об этом чуде мог породить споры между учениками, которым не довелось его увидеть, и волнения в народе — увеличить, как говорит святитель Иоанн Златоуст, «соблазн о кресте».

Представления о том, что Христос с учениками поднялись именно на гору Фавор, находящуюся примерно в 9 км от города Назарет, утвердились в IV веке, когда святая равноапостольная Елена построила на этом месте храм в память о произошедшем еще до Воскресения Христова чуде. Вероятнее всего, тогда же было установлено и празднование в честь Преображения.

Принято считать, что Преображение Господне от Его распятия отделяет сорок дней. Несмотря на то, что праздник с дней Великого поста перенесён на лето, он не оторван от воспоминания о Страстях Христовых. Через сорок дней после него Церковь отмечает Воздвижение Креста Господня.

Икона Преображения Господня

Икона Преображения Господня воссоздаёт события, произошедшие на горе Фавор почти две тысячи лет назад.

В центре изображения — сияющий Христос, а слева и справа от Него ветхозаветные пророки Илья и Моисей. Оба они были приняты Богом на Небеса, но один из них при этом не познал земной смерти. На переднем плане пали ниц апостолы Пётр, Иаков и Иоанн. Таким образом, икону можно разделить на две части — в одной мы видим совершенный небесный мир, а в другой — наш земной.

Спаситель обычно стоит на фоне круга или овала — мандролы. Такой большой нимб можно встретить на разных иконах (Успение Богородицы, Воскресение Христово, другие иконы Спасителя), но наиболее характерно его использование именно для икон Преображения. Мандрола символизирует Фаворский свет, сияние славы Господней. Чаще всего для ее изображения иконописцы используют сине-голубой, красный или золотой цвета. А, например, на иконе Преображения, написаной преподобным Андреем Рублевым, мандрола выполнена в темных тонах — но тем ярче и светлее смотрится фигура Преобразившегося Христа на ее фоне.

До распространения известного нам образа существовала другая иконографическая традиция. Увидев изображение Преображения, созданное в VI веке, теперь не каждый зритель сразу догадается, что за событие перед ним. Ветхозаветные пророки присутствуют и здесь, а вот вместо фигуры Христа — Крест и десница Божья над ним, вместо учеников — агнцы. Такое символичное воплощение евангельской истории не получило дальнейшего распространения в христианском искусстве, но и современный человек может увидеть сохранившиеся древние образцы (например, в Равенне).

Еще одна немаловажная деталь на многих иконах Преображения — это изображение Фавора. Несмотря на то, что это не скалистая гора, а достаточно пологий холм, перед зрителем обычно предстает каменистый крутой склон. Он символизирует восхождение, которое должна пройти душа на пути к Вечности. А деревья, растущие на горе, — это напоминание о Крестном Древе и приближающемся голгофском подвиге.

Есть ли пост в Преображение

Несмотря на то, что Преображение перенесено с периода Великого поста на лето, оно все равно всегда приходится на постные дни. Дата Праздника в Русской Православной Церкви неизменна, это 19 августа. А 14 августа у верующих начинается Успенский пост. Он короткий — всего две недели, но такой же строгий, как и Великий. Завершается он праздником Успения Богородицы, который, кстати, иногда называют «летней Пасхой».

Верующие обычно сами, посоветовавшись с духовником и учитывая состояние здоровья и обстоятельства жизни, определяют меру своего воздержания.

Но по уставу во время этого летнего поста не полагается есть не только мясо, молочные продукты и яйца, но даже рыбу. Зато разрешены овощи, фрукты, ягоды и грибы, которых в этот период года обычно предостаточно. В постный рацион входят также крупы, хлеб, бобовые. Одни добавляют к этому морепродукты, другие — стараются обходиться без них.

Преображение — это один из двенадцати самых главных праздников Церкви после Пасхи, соответственно, в этот день положено пищевое послабление.

Пост в Преображение есть всегда, но помимо перечисленных уже продуктов в праздник разрешается есть рыбу и даже выпить немного вина. Правило это действует, даже если 19 августа приходится на среду или пятницу (дни строгого поста в течение практически всего года).

Гастрономические послабления не должны быть самоцелью. Праздничная трапеза — дополнение к благодарности Богу за Его великую милость и любовь и к радости совместной церковной молитвы. Ведь событие, которое мы вспоминаем в это день, призывает нас отвлечься от земных нужд, поднять глаза к небу, сделать хотя бы маленький шажок к Богу.

«На Фаворе, — поясняет святитель Иоанн Максимович, — Христос показал красоту и славу Своего Божества, чтобы знали апостолы, а через них вся вселенная, подобием Кого является человек и к чему приближается он, возвышаясь духовно».

Составлено по материалам сайта — https://foma.ru/preobrazhenie-gospodne-2.html