Батюшка, подскажите, как правильно наказывать детей шести лет?

– Любое наказание (в переводе на современный язык «наказание» значит «урок») должно быть таким, чтобы этот урок был усвоен. Наказание – это не месть ребенку за то, что он ввел в раздражение взрослого, наказание должно соответствовать нарушению и приносить действенный результат. Если человек не может сообразить, каким оно должно быть, то лучше не наказывать никак, потому что это будет вхолостую.

– Самый действенный результат – это крикнуть на ребенка: у него сразу внимание на взрослого, глаза испуганные…

– Крик – это очень слабая позиция; если приучить ребенка к окрику, то он вообще перестанет воспринимать речь, будет воспринимать только крики и сам будет орать.

– То есть это временная мера?

– Действующая на короткий срок.

– С какого возраста можно начать договариваться с ребенком?

– Тогда, когда мы видим, что от этого получается результат.

– То есть когда человек уже отвечает за свои обещания?

– Да. Разные дети подходят к исповеди, иногда и пятилетние, задаешь два-три вопроса, и сразу понятно, есть какая-то реакция или он о чем-то своем думает. По-моему, тут ничего сложного нет. К сожалению, взрослые как-то очень торопятся, не понимая, что общение с ребенком – это самая важная часть их жизни, это гораздо важнее всего остального. Здесь нужно очень творчески подходить, все время думать, все подмечать, запоминать, наблюдать за ростом, не забывать похвалить ребенка, когда он сделал что-то правильно.

– Взрослых раздражает детская непонятливость. Я ему говорю самым простым языком, а он не хочет меня понимать, упрямится…

– Почему обязательно «не хочет»? Может быть, он не в состоянии. Когда взрослый говорит раздраженным тоном, ребенок сразу «выключается», у него такая реакция организма.

– То есть страх сразу блокирует его понимание?

– Да, абсолютно.

Протоиерей Димитрий Смирнов.