На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской (Москва).

– Вопрос телезрителя: «Основные силы в жизни уходят на работу, бытовые дела, заботу о семье, доме. Все это в центре внимания практически двадцать четыре часа в сутки. Для Бога почти не остается места. Как полюбить Христа, чтобы Он занимал главное внимание и место в жизни, чтобы в сердце Ему отводилась большая часть, нежели всем суетным делам?»

– Лучше всего потратить время и силы на то, чтобы хорошо узнать Христа: Его поступки, слова, притчи. Постоянно молиться ко Господу, тогда Он будет становиться все ближе и ближе, а любовь к Нему все больше.

– Проблема в том, что люди не знают Христа, имеют лишь какие-то представления, что-то слышали…

– Обычно эти представления имеют некоторую дистанцию с тем, как Он о Себе говорит, что делает. Евангелие порой люди воспринимают как прочие книги, а не как Откровение Самого Бога.

– Сведения о Боге люди часто черпают не из первоисточника, а косвенно: кто-то сказал, где-то услышал.

– Невежественные люди об этом ничего не знают, но у них появляется какое-то собственное мнение. Говорят: я считаю… И после этого идет какой-то текст. То ли где-то слышал, то ли сочинил сам. Что-то человек считает, но это далеко отстоит от того, как Христос Сам о Себе говорит, как говорят апостолы.

– Обычно человек считает, что Бог ему что-то должен.

– Так тоже бывает.

– О том, что человек должен Богу, вспоминается редко.

– Об этом даже не думают. Бог используется таким образом, чтобы что-то получать. И радуются, когда Господь удовлетворяет какие-то просьбы.

– При этом человек говорит: «Я Бога люблю». Что же это за любовь получается, если человек не знает Его и постоянно к Нему предъявляет некие претензии?

– Когда я был молодой, у меня был знакомый режиссер, он так говорил: «Одни любят искусство в себе, другие любят себя в искусстве». Это же противоположные вещи. Одно дело мысль человека о себе, о Боге, их взаимоотношениях. Другое дело – как на самом деле происходит. Большинство людей Бога в расчет не принимают.

– Но каждый человек каким-то образом строит взаимоотношения с Богом.

– Или не строит, совсем об этом не думает.

– Так, чтобы человек никогда в жизни к Богу не обратился, – таких мало.

– Обращаться могут. Господь по Своей милости, чтобы привлечь человека, милует его очень часто. Особенно на первых порах.

– Бог пытается выстроить эти взаимоотношения, но у человека ответных шагов нет (или они не в ту сторону).

– Какой-то один шаг, который он осмысливает, запоминает, для него является своего рода маяком. Маяк может гореть на берегу огромного водоема, моря или океана, но человек может туда и не плыть.

– Как правильно выстраивать отношения с Богом, чтобы они были и Богу угодны, и человеку полезны?

– Чтобы было правильно, нужно понять, что Богу угодно. Бог создал всю вселенную – все законы: физики, математики, биологии и так далее. А человек думает, что это как-то само произошло. Смешно строить жизнь вне Бога, вне Творца.

– Человек пытается подчинить все окружающее пространство себе, поставить его себе на службу.

– Это неправильно, потому что человек должен встать в один ряд с теми, кто хочет потрудиться для Бога. Для этого надо понять, что Господь хочет вообще: от нас, в частности, и от данного конкретного человека. Сегодня ко мне пришел один доктор и говорит: «Я два раза работал в Германии, многому научился. Хочу опять вернуться в Германию». Я задал ему вопрос: «Зачем?» Он не нашелся, что сказать. Есть желание, потому что ему там было комфортнее жить. Но ведь цель человека не в том, чтобы достигнуть комфорта любой ценой, потеряв Родину.

– Для большинства людей цель – заработать денег.

– Это смешная цель.

– Без достижения этой цели человек не видит движения к счастью.

– Комфорт вещь удобная, но только и всего. Неужели человек живет, чтобы создать себе на какое-то количество лет некоторые удобства? Не может быть, чтобы этим и закончилось.

– Человек, наверное, планирует какие-то дальнейшие шаги после достижения комфорта.

– Человек может планировать что угодно. Но каждый русский знает, что «человек предполагает, а Бог располагает».

– Еще все знают, что удовлетворить свои желания практически невозможно. Это как линия горизонта.

– Возможно чего-то достигнуть. Человек себя этим утешает: я достиг, я умею. И что?

– Чувство некоего удовлетворения.

– Удовлетворение гордости, тщеславия, честолюбия. Но разве это те качества, которые нам пригодятся в вечности?

– О вечности здесь речь не идет.

– Вот именно. А должна идти, потому что человек – это вечное существо. В противном случае жизнь превращается в убогую попытку обеспечить себя комфортом.

– А Богу угодно такое устремление человека к комфорту?

– Нет, конечно. Об этом нигде в Писании не сказано. Примеры святых: преподобный Серафим Саровский – один из самых любимых святых нашего народа. Но большинство не знает, что он спал сидя, по два часа, питался травой, келью свою не топил ни зимой, ни летом.

– Ни о каком комфорте там нет речи.

– Просто антикомфорт, чтобы ничто не отвлекало его от молитвы. Святой постоянно читал Священное Писание. За неделю прочитывал весь Новый Завет. Да еще народ принимал. Он всего себя до капельки отдал людям, Церкви и своему любимому Богу. Его ум никогда не отвлекался от Господа, даже сон он ограничил до двух часов.

– Если вернуться к началу нашего вопроса: преподобный Серафим любил Бога всей душой.

– Совершенно очевидно. У него на душе всегда была Пасха, каждого встречал: «Христос воскресе, радость моя!» Радовался каждому человеку по-настоящему. А если человек думает удовлетворить собственное тщеславие, честолюбие – дальше что?

– На стенку.

– Для чего? Чтобы люди смотрели.

– Вопрос телезрителя: «Почему быть теплохладным хуже, нежели быть хладным? Приведите, пожалуйста, сравнительные примеры того и иного состояния».

– Апостол Павел был не только холоден ко Христу и Церкви, но даже был ее врагом. И этот мороз его сердца по отношению ко Христу, Богу нашему, – тут же превратился в пламя, когда Христос его позвал к Себе, сказав: «Савл, что ты гонишь Меня?» Павел совершил четыре очень опасных длительных путешествия с проповедью и отдал жизнь свою за Господа, проповедуя Христа воскресшего. Жизнь переменилась совершенно; как мы говорим, на 180 градусов.

– А теплохладный человек – чем это состояние хуже, чем хладность?

– Когда человек холоден – достаточно знак поменять. Апостол Павел только что был холодным (что тоже искусственное состояние): просто так его учили. Когда он услышал истину, моментально отрицательная энергия была направлена на положительную – он стал горячим. А теплохладный таким и останется: сколько ни меняй знак – он все равно ни рыба, ни мясо.

– То есть в нем есть что-то – уважение к Богу, но этого недостаточно для того, чтобы угодить Творцу. Судя по тому, как люди свою жизнь выстраивают, можно заметить уважение к Богу, но любви, конечно, нет.

– Я люблю поговорить с молодыми людьми, которые еще не достигли 15 лет. Сегодня у одного парня спрашивал: «Как ты себя видишь через десять лет? Ты кто? Что ты хочешь?» Он совершенно ничего не хочет, хочет ничего не делать, только плыть по течению, не хочет ничему научиться. Такое ощущение, что он уже сто двадцать лет прожил и все видал.

– Хочется заработать денег, обеспечить себя, выстроить свой комфорт.

– Нет! Даже таких желаний нет. Он даже не представляет, что значит заработать денег. Состояние абсолютной теплохладности к этой жизни. Его в этой жизни в пятнадцать лет не интересует ничего.

– А что это – свойство характера, ошибка в воспитании?

– У него нет никакого характера. Что значит ошибка в воспитании? Человек воспитывается всем: каждым парком, где есть цветы; породами собак, которые необычайно красивы; одеждой людей, которая их украшает; может быть, отдельными уроками в школе, где учитель бьется как рыба об лед, пытаясь хоть чем-то заинтересовать. Ничего, кроме «гы-гы». Совершенно примитивнейшая жизнь, абсолютно теплохладная. Человек не интересуется ничем. И таких становится все больше и больше.

– В чем Вы видите причину такой теплохладности? В неправильном семейном воспитании или в том обществе, в котором эти люди оказались?

– Да нет, весь строй нашей жизни такой.

– Молодые люди сейчас очень привязаны к интернет-общению.

– Может быть, и это как-то влияет. Общение должно быть всегда конструктивно. Оно всегда имело определенную цель – какого-то обмена, развития: кто что читал, кто куда ездил, фотографии тех мест, какие-то занятия. Другой мальчонка подошел и говорит: батюшка, Вы за меня помолитесь; у меня такая секция, такая, такая… Я бы наполовину уменьшил, а он все время разъезжает и хочет и там, и там успеть. Есть стремление.

– А здесь нет стремления к жизни, жизнь неинтересна.

– Да. Даже не думает, интересно или неинтересно. Просто плывет на каком-то облаке. Мама кормит. Такое вот равнодушие. Душа равна ко всему, что происходит.

– Из такого состояния человека гораздо сложнее выводить.

– Я ума не приложу – как. Как скала. Каждый человек творец собственной судьбы. Как один ученый сказал: «Каждый сам кузнечик своего счастья».

– В таком состоянии человек явно ничего не кует: никакого счастья, будущего. Как ему помочь? Он этой помощи не просит и не принимает.

– Я не знаю. Может быть, что-то вдруг откроется. Я могу только помолиться о нем, потому что мне его жалко. Производит впечатление, что у него душа больна. Ведь нельзя же подумать, что он достиг нирваны – желаний нет, смерть заживо.

– Вопрос телезрителя: «Вы сказали, что к 2050 году русские выродятся, и причиной тому низкая рождаемость. При этом Русская Православная Церковь выступает категорически против вспомогательных репродуктивных технологий, использующих методы ЭКО. При этом сейчас существуют современные методы ЭКО, когда нужды в редукции и заморозке лишних эмбрионов попросту нет. Почему Церковь не пересмотрит «Основы социальной концепции»? Документ был составлен почти двадцать лет назад. С тех пор, по милости Божией, наука продвинулась далеко вперед».

– Почему? Да нет ничего проще. У нас в стране самое большое количество смертей не от инсультов, инфарктов и рака, а от ЭКО. Таких технологий, которые сто процентов дают возможность, чтобы оплодотворенная яйцеклетка обязательно выжила и из нее получился ребенок, – только 35%. А остальные? А второе ЭКО? Одна не получилась – вторая. В итоге – только 35% выживает, а остальные погибают. Погибают тысячами. Технология-то, может, и существует, но она не используется. У женщин, которые идут на ЭКО, – в анамнезе аборты, всякие инфекционные заболевания мочеполовой системы, некоторые делают и по две, и по три попытки, и каждый раз несколько яйцеклеток – до пяти. Пятью пять – двадцать пять. Остальные – погибают по той или иной причине. Технология, может быть, существует. Я дружил с академиком Кулаковым, который стоял у истоков всех этих технологий, мы с ним обсуждали этот вопрос. Но практически врач заинтересован, чтобы ЭКО повторить, потому что это лишние деньги: либо от государства, либо от вопрошающего себе это. И все, что не нужно, креацинируется, то есть замораживается. Никто не знает, что потом с этими эмбрионами происходит – либо продают, либо из них что-то делают. Эксперименты на людях – это мы уже проходили в середине ХХ века.

– То есть новые современные методы и технологии ничего не гарантируют?

– Ничего не гарантируют. Пятьдесят один процент детей, получившихся в результате ЭКО, психически и умственно неполноценные – чуть больше половины. Получается, сначала делают ЭКО, потом всю жизнь занимаются медицинским поддержанием того, кто родился. Как Минздрав – сначала они делают аборт, потом женщину лечат в течение двадцати лет от последствий аборта. С бесплодием – то же самое. Убиваем, как мы говорим, яйцеклетку оплодотворенную, но это человек! Говорят, что есть технологии. Почему же тогда столько погибших детей? Откуда тогда это берется? Тридцать пять процентов приживаются, а остальные – гибнут. Это статистика из открытой литературы (медицинской и околомедицинской).

Я данной темой занимаюсь тридцать лет. Даже участвовал в написании этой части «Основ социальной концепции». Люди от этого далеки, а можно досконально пройти каждый шаг и показать. Пойти туда, где делают ЭКО, и поговорить, позадавать вопросы – не настырно, а мягко, и врачи всё расскажут.

– Врачи заинтересованы, как Вы сказали, в том, чтобы люди к ним обращались, и они говорят, что сейчас это уже безопасно, сейчас это не убийство.

– Безопасно это для того, кто идет на ЭКО. Но младенец в будущем подвергается огромной опасности – это жизнь и смерть.

– Вопрос телезрителя: «Зачем читать Евангелие каждый день, если ты знаешь, что там дальше будет?»

– Я не знаю, зачем Вы в таком случае читаете Евангелие. Я могу рассказать, почему я читаю: потому, что еще не было такого случая, чтобы, читая Евангелие, я не открыл для себя что-то новое, чего не видел в прошлый раз. Евангелие – это как неисчерпаемый колодец воды живой; вот почему. Вроде все знаю, многие места близко к тексту, почти наизусть. Тем не менее какой-то поворот событий – и в нем открываются совсем другие горизонты.

– Вопрос телезрителя: «Как правильно читать Евангелие, чтобы это чтение привело к положительному результату?»

– Надо быть не только читателем, но и исполнителем. Тогда это правильное чтение. А если читать для общего образования, то этого недостаточно, никакого положительного результата не будет. Некоторые сведения из жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа человеку будут известны. Это надо изучать. Как Христос сказал: «Исследуйте Писания». Надо быть исследователем, чтобы истина стала принадлежать нашему сердцу и уму.

– Насколько важно – самому читать или слушать? Сейчас есть на телеканалах отдельные передачи, где толкуют Священное Писание и объясняют отдельные отрывки.

– Есть. Если человек сам занимается с текстом, то это гораздо полезнее для его ума. Можно взять учебник и все задачки сверить с ответом, а если еще написан ход решения, то вообще замечательно. Но так самому не научиться решать задачи того или иного уровня. Всегда лучше, когда человек сам это проходит.

– Все-таки труд души здесь очень приложим.

– Труд души и ума. Ум – это рабочая сила сердца, как говорили древние. Бывает, человек становится немощным: есть люди старые по возрасту, но дети по уму. Церковь идет им навстречу – находятся люди, которые готовы для них читать (как маленьким детям). Маленьким детям (лет пять) читают, им ума на это хватает, чтобы усваивать. Когда человек становится постарше – очень важно самому читать; это полезно для развития ума.

– Насколько важно прочитывать толкования на Евангелия?

– Это очень хорошо. Мудрейшие из мудрейших христиан древних эпох – великие люди – толковали не потому, что они что-то сообразили, нашли, а ими руководил Дух Святой. Поэтому их толкования для нас чрезвычайно ценны. Не только написание текста Священного Писания, но и толкование принадлежит Богу, через этих людей. Они были духоносцами.

– Некоторые притчи Господь Сам толкует в Евангелии, а некоторые оставляет для размышления, дальнейшего понимания. Почему не все Христос истолковывает?

– Он так считает нужным с наибольшей пользой для нас.

– То есть где-то Господь дает нам домашнее задание. Частенько человек, сталкиваясь с притчей, не понимает ее смысл.

– Очень важно почитать толкование великих отцов Церкви. Оказывается, все не так уж сложно. К каждому замку нужен ключ, иначе дверца не откроется. Так же и здесь. Господь, когда Лука и Клеопа с Ним беседовали, открыл им эту дверь – разуметь Писание. Текст они знали, а понимания не было, поэтому они ходили перед закрытой дверью. Господь Духом Святым дал им возможность заглянуть в эту дверь.

– Вопрос телезрителя: «Очень хотел бы, чтобы в моей семье родился ребенок, но не хотелось бы погружать этого ребенка в сумасшедший, жестокий, несправедливый мир. Инстинктивно чувствую, что я не прав, говоря так, но как это чувство в себе преодолеть и в чем моя неправота?»

– Каждая семья, по замыслу Божию, – цитадель, крепость, в которой будет свой язык, правила, цели. Она не будет частью этого безумного мира, если мы сами его не впустим. Семья – это, по замыслу Божию, рай на земле.

– Который родители должны создать для ребенка.

– Для ребенка трудно – для детей. Когда ребенок один, у него создается впечатление, что все для него. А когда несколько детей (по моему наблюдению – начиная с пяти), то возникает совершенно другое – старшие дети исполняют очень важную роль в воспитании младших. Получается некая симфоническая музыка.

– Каждый член семьи в ней участвует.

– И находит свое место в этом хоре или оркестре, как кому нравится. Они защищают свои ценности от того, что предлагает этот мир.

– Вопрос телезрителя: «Какие бывают виды покаянной молитвы и как принести покаяние своим жизненным укладом? Как жили и каялись люди, которые достигли святости? Почему допустимо второбрачие по церковному уставу, если Сам Господь повелел, что второй брак – это грех, а можно только, когда супруг или супруга умерли или произошло тайное прелюбодеяние. Почему существует такой церковный документ, мне непонятно».

– Непонятно потому, что Вы немножко, по молодости, ходите по низкой облачности, по облакам, а не по земле. Церковь всегда, во всей истории своего существования, пыталась войти в жизнь людей. Для одного человека, например, так, как апостол Павел советовал: «Оставайтесь как я» (и никогда не женился). А другие люди после трагедии развода не могут такую норму вынести, поэтому Церковь протягивает им руку и дает возможность совершить попытку повторения, чтобы брак устоял. Это не значит, что Церковь поощряет такое бесконечно, – нет, только до трех раз.

По поводу покаяния. Надеюсь, Вы знаете молитву «Отче наш»? Вы там не слышали покаянных слов: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим»? Разве это не покаяние? Практически все молитвы имеют обязательно элементы покаяния. Покаяние – это свидетельство Богу, что мы желаем в том-то и том-то изменить свою жизнь согласно заповедям Божиим. Дело не в словах, которые мы произносим, а в той решимости, которая нами руководит.

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии сказано: прощайте – и прощены будете, не судите – и не судимы будете. Это означает: если человек прощал обижающих и не осуждал, то Бог и его не осудит. Но если при этом человек жил в грехе и не покаялся в нем, то какова его дальнейшая судьба?»

– О дальнейшей судьбе мы ничего не можем сказать, можем только предполагать. Когда мы рассуждаем о дальнейшей вечной судьбе человека – это есть осуждение. Одного осуждаем на вечное блаженство, а другого – на вечную смерть. А кто мы такие? Как сказано в Писании: «Кто ты – осуждающий чужого раба?» Бог не есть Судья, Который сидит в мантии, подсчитывает и выносит рескрипт. Если человек никого не осуждает, всем все прощает – это говорит о чем? Что у него доброе и милующее сердце. Только такой человек сподобляется Царства Небесного. Потому что Царство Небесное – это Царство любви. А это такой человек. А грешные – все. Поэтому его никто не наказывает. Это все из юриспруденции. Вот пришла женщина, распустила волосы, слезами омыла Христу ноги, волосами своими вытерла их, взяла миро драгоценное, вылила на ноги и стала опять волосами своими ноги вытирать. Что в этом такого? А где покаяние, обещание, покаянный канон, пост? Ничего этого не было. Но Господь ей сказал: «Прощаются тебе грехи многие, потому что ты возлюбила много». Что такое спасение? Спасение – это значит возлюбить много.

– Возлюбить Бога больше, чем самого себя.

– Да, а ближнего – как самого себя. Никого не осуждать, никому не досаждать и всем почтение.

– Вопрос телезрителя: «Страдаю рассеянностью на молитве, возникают помыслы всякие. Как с этим бороться?»

– Не рассеиваются на молитве только одни ангелы. Все люди, даже те, которых впоследствии прославили как святых, рассеивались на молитве, просто в меньшей степени, чем Вы и я. Как сделать молитву более сосредоточенной? Надо стараться, по высказыванию одного святого человека, чтобы ум входил в слова молитвы, чтобы эти слова доходили до нашего сознания, не были формальными. Стараться, чтобы слова молитвы великих святых прошлого, которые мы читаем (в Церкви такие молитвы используются), доходили до нашего ума. И по возможности трудиться над тем, чтобы они принимались сердцем. Тогда у нас рассеяния будет меньше. И, конечно, надо всегда перед молитвой постоять, помолчать, попросить у Бога, чтобы Он молитву, которую мы хотим Ему принести, сделал более внимательной. И с помощью Божией это будет происходить. Может быть, не всегда, но наша настойчивость в этом, может быть, через несколько лет принесет свои плоды.

– Недавно мне задали вопрос: есть молитвы, которые нравятся, ложатся на душу. Можно ли ими заменить утреннее, вечернее правило и подготовку к причастию?

– Можно, но все молитвы, которые нам Церковь предлагает в правилах на сон грядущим или ко Святому Причащению, созданы великими святыми. Не нравятся – это бывает так, когда еще что-то не очень понятно… На какое-то время можно заменить. Но если совсем исключить, то мы просто пропустим что-то очень драгоценное для себя.

– Какой-то период жизни, воцерковления – можно так сделать. Некоторые люди не понимают тексты молитв.

– Для этого нужно потрудиться – залезть в словарик. На молитву три-четыре слова найдутся, которые трудно воспринять. На самом деле все это гораздо проще, чем выучить английский язык.

– Вопрос телезрителя: «Когда человек умирает, его душа возносится к Богу. А что это за путь возношения и где место, в котором Бог ожидает душу?»

– Скоро узнаете. Вопрос совершенно праздный. Нужно сказать координаты? Сорок пять градусов северной широты?

– Люди привыкли все пощупать.

– Щупайте на здоровье. Этот вопрос выдает то, что человек находится в несколько другой плоскости.

– Вопрос телезрителя: «Научиться любить Бога и ближнего – это именно тот самый истинный смысл земной жизни?»

– Можно так сказать, конечно.

– Человек, если ставит такую цель, находится на пути спасения.

– Да.

– Вопрос телезрителя: «Хочу сохранить семью, но не могу справиться с ревностью, из-за которой постоянные ссоры. Причина для ревности – так называемый друг жены. Они практически ежедневно общаются. Причины моей ревности жена знает, но прекращать общение не собирается. Как найти в себе смирение, доверие, как не разрушить семью, когда постоянные мысли об этом?»

– Как можно найти то, чего нет? Смирения нет – как его найти? Смирение не находят, его приобретают путем терпения и смиренномудрия. Что это такое? Это так мудро поступить, чтобы итог был смиренным. Таким образом приобретать по грануле этого драгоценного свойства человека. Сказано в Писании Самим Богом: «Отвергнись себя». Вот пожалуйста, поле для отвержения. Жизнь коротка. «Она не собирается» – ну и не собирается. А мы будем делать это как упражнение в благочестии. Это чрезвычайно трудно, но и награда высока.

– Ревность – конечно, серьезная ноша.

– Все серьезно. А чувство жадности – это не серьезно? А чувство гнева, зависти? Все это очень серьезно, потому что смертельно. А ревность – версия, которая всегда возникает при убийстве человека. Это все смертельные враги человека. Настолько она терзает сердце, что он готов убить, чтобы избавиться от этого. Но приобретает тюрьму. Опять же тюрьма может быть источником смирения. В тюрьме все смиряет. Даже меню. Хочешь одного – тебе дают другое.

– Да, не прост путь ко спасению – требует постоянного смирения.

– Конечно. И Господь попускает каждому нести свой крест. И надо, неся свой крест, изжить в себе то, что мешает нашему шествию к блаженству.

Записала Людмила Кедысь