ВСЕ ТЕПЕРЬ ЧУВСТВУЮТ, НАСКОЛЬКО ХРУПКА И КОРОТКА ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ.

Ровно 20 лет назад, 4 и 5 декабря 2000 года, старец Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин) собственноручно записал пророчество:

«Стой и смотри, что Я допустил для вашего вразумления без внезапной кончины людей. Виновных не ищите, виновных не ищите! Молитесь! Будьте в жизни всегда и во всем осторожны».

О словах этого откровения рассуждает духовник Алексеевской женской обители в Москве протоиерей Артемий Владимиров:

– Прежде всего, выскажу свое мнение, что сомневаться в подлинности приведенных выше слов пророчества невозможно. Заметим, что они во многом совпадают с апокалиптическими речениями Ангела Божия святому Евангелисту Иоанну Богослову, Апостолу любви.

Конечно, у людей всегда существует желание приспособить пророческое слово к какой-то конкретной эпохе, к определенному историческому обстоятельству, – например, к пресловутой «пандемии» и карантину. Однако мне хотелось бы сегодня поразмыслить об открытых архимандриту Иоанну удивительных предупреждениях и наставлениях именно под знаком вечности, а не в призме текущих событий 2020 года.

«Стой и смотри»

На языке священных символов «стоять» или «идти» – значит предстоять духом лицу Божию

«Иди и смотри!» – такие слова мы находим в Откровении святого Иоанна Богослова (Откр. 6, 3). Они относятся к созерцанию святым Иоанном четырех апокалиптических всадников. Повеление «иди», как и «стой», указывает на то, что каждый из нас призван всегда трезвиться и духовно бдеть, то есть находиться в состоянии духовной «боевой готовности» ради исполнения воли Всевышнего. На языке священных символов «стоять» или «идти» – значит предстоять духом лицу Божию, внимая откровению свыше. А «лежать» – равнозначно духовной смерти, почиванию греховным сном, пребыванию в состоянии расслабления и умерщвления земными страстями…

«Смотри» – то есть внимай своей душе, очищай око ума, созерцай духом вечность. Только всматриваясь в глубины собственного сердца, мы оказываемся в состоянии понять и осмыслить Божии сигналы, которые по милости Своей ниспосылает нам Создатель.

«…смотри, что Я допустил для вашего вразумления
без внезапной кончины людей»

Далее: «…смотри, что Я допустил для вашего вразумления без внезапной кончины людей». Человеколюбив Господь в Своих посещениях – русские люди испокон века этими посещениями называли и болезни, и скорби, и разгул стихий: пожары, землетрясения, засухи… Господь всегда милостив в Своих действиях в отношении народа Божия. Спаситель не хочет смерти грешника, но желает лишь одного: чтобы тот обратился к покаянию и жив был. Бог как Отец любит сыновей Своих, и потому наказывает их. Сказано: кого люблю, того и бью (ср. Евр. 12, 6) – то есть подвергаю суровым испытаниям, чтобы душа опамятовалась, восстала из глубины падения, покаялась и пришла, наконец, в спасительное устроение.

Мiр хотел бы заставить нас забыть о смерти вообще и о нашей собственной кончине, в частности

Наше Отечество, по милости Божией, никогда не обходилось без подобных «посещений» – того, что часто называют «ударами судьбы»… Эти Божественные заступы, как вы знаете, не раз и не два за последние столетия опускались на нашу землю, запекшуюся от неправедного пролития крови, затвердевшую от нераскаянных человеческих беззаконий… Вот и постигшее только что Вселенную испытание (неважно, рукотворен или нет новый вид распространившегося по лицу земли вируса) оказалось полезным для верующих в Провидение людей. Не подвергаясь внезапной кончине, но думая о ней и опасаясь ее, мы стали достаточно внимательными в отношении не только окружающей жизни, но, что очень важно, и собственной души, дела ее спасения в Боге. Лично мне знакомые христиане, получив долгожданную свободу перемещения, молятся теперь с особым усердием и тщательнее, чем до «изоляции», готовятся к Причащению Святых Христовых Таин. Все теперь чувствуют, насколько хрупка и коротка земная жизнь. Способные делать духовные наблюдения уразумели, что всё в нашей судьбе зависит от Господа и от меры преданности Ему верующего сердца…

Не секрет, что мiр, лежащий во зле (ср. 1 Ин. 5, 19), хотел бы заставить нас забыть о смерти вообще и о нашей собственной кончине, в частности, оглушая души шумными рекламными акциями и ослепляя их навязчивой иллюминацией. Князь тьмы через своих адептов и агентов пытается убедить «общество потребителей», что здесь, на земле, мы будем существовать вечно; хитроумные демоны всеми силами провоцируют нас на подмену вечных запросов духа разрушительными животными инстинктами. Напротив, Божия благодать неизменно содействует спасению людей, и если и допускает для нашего блага различные испытания, то при этом непременно отрезвляет сердце человека, пробуждает дух, обращая око ума к вечности.

«Виновных не ищите, виновных не ищите!»

«Виновных не ищите, виновных не ищите!» – с восклицательным знаком, дважды повторяется особенно важное повеление. Оно дает нам понять, насколько бессмысленна и губительна всякая внутренняя агрессия. Действительно, именно мрачная озлобленность свойственна тем людям, которые ищут причину своих бед исключительно во внешних обстоятельствах жизни.

Неумение видеть собственную вину в постигающих нас несчастьях ведет к нравственной слепоте

Это стремление с больной головы всё переложить на здоровую, безусловно, подсказывает лукавый дух, который всегда рад нас обманывать и прельщать. Неумение видеть собственную вину в постигающих нас несчастьях ведет к нравственной слепоте. А ведь обрести путь ко Христу Спасителю и соединиться с Ним может только разумная и совестливая душа, которая признает и чувствует свою ответственность за беды этого мира; понимает, что наши грехи и неизжитые страсти отражаются не только в судьбах окружающих нас людей, но даже и в современных нам мировых событиях…

«Виновных не ищите» – ищите грех внутри себя, повинитесь пред лицем Всеправедного Судии, распиная в Исповеди тайную гордыню; внимая себе, кайтесь, изживайте сокрытые в сердце грехи и страсти; не думая о том, что виноваты другие, со слезами припадайте к стопам вашего Искупителя, Который взял на Себя вину за весь мир, искупив на голгофском Кресте грехи человеческого рода.

«Молитесь!»

«Молитесь!» Слово «молитесь» здесь, без сомнения, означает не какое-то краткое молитвословие, произнесенное наспех устами поутру или вечером. Божественный призыв имеет в виду стяжание самого духа молитвы, как и повелено нам в Евангелии: «молиться всегда», «молиться непрестанно» (ср. 1 Сол. 5, 16), чтобы «избежать всех нынешних и грядущих на Вселенную бедствий».

Молитва – это образ мысли и образ жизни христианина. Именно посредством молитвы мы входим в спасительное единение с Воскресшим Господом Иисусом Христом. Посвятив жизнь молитве, мы, разумеется, не должны забывать таинств Покаяния и Причащения Пречистых Тела и Крови Христовых, без которых молитвенная жизнь быстро угасает.

«Будьте в жизни всегда и во всем осторожны»

И наконец: «Будьте в жизни всегда и во всем осторожны». Эта заповедь направлена против легкомыслия и «головокружения от мнимых успехов», против необдуманных, судорожных действий; против пленения и «зомбирования» сердец расхожим общественным мнением, которое навязывается нам средствами массовой информации и дезинформации.

Подумай, а затем скажи. Прежде чем действовать, проси у Господа вразумления и благодатной помощи на исполнение Его воли. Не пускайся в предприятия ненадежные, рискованные, опасные как для физического здоровья, так и для души; остерегайся и вовсе не берись за то, что может повредить нравственности. «Держи ушки на макушке», «семь раз отмерь, один раз отрежь»… Вспомним, что евангельская мудрость повелевает нам держаться подальше от людей, которые полностью находятся под властью смертных грехов, и опасаться тех, кто омрачен демоническими гордыней и злобой. Призыв к благой осторожности и осмотрительности есть поистине универсальное нравственное правило, усвоив которое в годы юности, мы призваны придерживаться духовного разума «всегда и во всем», вплоть до нашей кончины…

Прежде чем действовать, проси у Господа благодатной помощи на исполнение Его воли

Мне кажется, здесь, в откровении батюшке Иоанну, речь идет не только об общении и обхождении с людьми, но и о сокровенной, внутренней жизни человеческого духа. Святые отцы строго предупреждают нас не мечтать о себе и не высокомудрствовать, не искать на молитве «приятных» (в кавычках), «комфортных», как говорят ныне, состояний. Мать Церковь, осуждая всякое превозношение над ближними, заповедует нам
совершенно смиряться пред Господом, ввиду опасности прельщения.

Кратко сказать, Священное Писание и Предание Церкви учат христиан твердо держаться «золотой середины», «царского пути» и не вдаваться в крайности. Лучше ничем не увлекаться (до потери рассудительности), и тем более никого не увлекать в опасную сторону. Земной подвиг учеников Христовых состоит в том, чтобы на всякий час трезвиться и бодрствовать. С постоянством возрастая во внимательной молитве, будем твердо держаться короткого и простого правила: жить с молитвой к Богу и любовью к людям.

Итак, неспешно поразмыслив над дарованным всероссийскому духовнику отцу Иоанну (Крестьянкину) откровением, мы извлечем для себя великую духовную пользу, если поймем для себя его вневременное значение.

Упокой, Господи Иисусе Христе Боже наш, душу усопшего раба Твоего, приснопоминаемого архимандрита Иоанна, и его святыми молитвами даруй всем нам неуклонно следовать стезей Евангелия, в покаянии, молитве и смирении духа, к спасительному единению с Тобой! Аминь.

Протоиерей Артемий Владимиров
Записала Ольга Орлова

4 декабря 2020 г.

По материалам сайта — https://pravoslavie.ru/135827.html