При входе в каждый православный храм мы видим церковную лавку, где принимают записки. Что это за записки? Зачем их пишут и подают в храме?
Что такое церковная записка.
Подавать записки с именами наших родных, друзей, всех тех, за кого мы хотим, чтобы помолились на Литургии (Обедне), молебне, панихиде – очень древняя традиция.
Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас. Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам. Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров необходимо как можно чаще. Во время богослужения, в разные его моменты, мы действительно совершаем молитву за живых и усопших.
Церковная записка – это разовый помянник, в котором поминают всех, кому желают здравия, спасения и благоденствия «о здравии» или об упокоении почивших «о упокоении». Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и состояние духовное: поминая человека в записке, мы молимся о спасении его души.
В соответствии с тем, как мы хотим помянуть человека, и подается соответствующая записка.
ОБЕДНЯ (ЛИТУРГИЯ) о здравии / о упокоении
Обедня это народное название Божественной Литургии произошедшее от слова «обед», так как Литургия совершается утром, до обеда. Обедню можно разделить на несколько частей во время которых совершается поминовение имен, записок:
- ПРОСКОМИДИЯ о здравии / о упокоении — означает «приношение». Совершается в самом начале Литургии. Название связано с древним обычаем христиан приносить с собой в церковь вино и хлеб (просфору). Поминая имена (о здравии/о упокоении), священник вынимает из просфор частицы, которые затем кладутся на дискос, а в конце Литургии с молитвой опускаются в Святую Чашу.
- ЕКТЕНИЯ о здравии / о упокоении — Во время Литургии имена поминаются второй раз – во время сугубой ектении после чтения Евангелия (о здравии) и на следующей за ней заупокойной ектении (о упокоении).
- В конце литургии все частицы, вынутые во время прскомидии, опускаются священником в Святую Чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».
СОРОКОУСТ о здравии / о упокоении.
При подаче записок на Сорокоуст имена записываются в специальную папку — Синодик и поминаются 40 дней подряд — во время совершения проскомидии, в начале Литургии.
К сожалению, не во всех храмах есть возможность совершать Литургию ежедневно. Но всегда есть возможность заказать поминание ПРОСКОМИДИЮ на определенное время, например — на 3 меяца, 6 месяцев, на ГОД и т.д.
Как и в случае сорокоуста, имена записываются в Синодик и поминаются во время совершения проскомидии, в начале Литургии в течении всего заказанного периода.
МОЛЕБЕН о здравии.
Эта записка поминается на молебне, который служится в храме, как правило, по окончании Божественной литургии. Священник читает эти записки во время сугубой ектении. В некоторых храмах (в т.ч. и в нашем), если записка подана до Литургии (накануне вечером или рано утром), имена, вписанные в записку, поминаются и на славлении, которое совершается в конце Литургии.
ПАНИХИДА о упокоении.
На панихиду подаются записки только за усопших. Во время совершения панихиды, на особых заупокойных ектениях священник поминает имена всех усопших, поданных в записках.
ВЕЧНОЕ ПОМИНАНИЕ о здравии / о упокоении.
Вечное поминание – это поминание человека в течение всего времени, пока стоит данный храм. История свидетельствует, что когда большевики разоряли старинные монастыри и храмы, они находили поминальные списки (синодики) еще домонгольских времен. То есть в этих храмах человека, чье имя было записано в эти синодики, поминали ежедневно на протяжении многих столетий. Когда разрушенный храм восстанавливают и находят синодики — поминание опять начинает совершаться. Вечное поминание обычно совершается за значительное пожертвование храму или вследствие особых заслуг человека перед этим храмом. В вечное поминание включаются также и имена священнослужителей, служивших в нем.
Правила написания записок.
Имена в записках должны быть написаны разборчиво, аккуратно, в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»): Петра, Екатерины… В одной записке пишут не более 10 имен. Все имена должны быть церковными (данными при крещении). Например, Георгия, а не Юрия и полными — Александра, Николая, но не Саши, Коли и т.д. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы (кроме церковных), степени родства.
Допускается писать следующие пояснения перед именами:
«О здравии»: воина (военный) болящего (болящ.), путешествующего (путеш.); заключенного (закл.), беременной, по-славянски «непраздной» (непраздн.).
«О упокоении»: убиенный (уб.), новопреставленный («н/п» — если не прошло 40 дней со дня смерти), приснопамятный («п/п» — усопший, имеющий в этот день памятную дату: день смерти, день именин, день рождения).
Дети: до 7 лет – младенцы (мл. Сергия), с 7 до 14 лет – отрок (отр. Евгения).
Священнослужители: сокращенно указывается сан: диакона (диак.), иеродиакона (иеродиак.), иерея (иер.), протоиерея (прот.), иеромонаха (иером.), игумена (игум.), архимандрита (архим.), епископа (еп.), архиепископа (архиеп.), митрополита (митр.), патриарха (патр.), монаха (мон.).
Не указывают в записках следующие пояснения — «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося» и др.
Имена в записках по общепринятой традиции пишутся в следующем порядке:
— священнослужители,
— дети,
— взрослые.
Отдельно следует отметить: на всех церковных службах мы молимся только за крещеных православных христиан, изъявивших желание быть членами Православной Церкви. Отлученных от Церкви, еретиков, раскольников, некрещеных, самоубийц мы в храме не поминаем. За таких людей совершается только домашняя «келейная» молитва. Только лишь в особых случаях, священноначалие (правящий архиерей) принимают особое решение о возможности церковного поминовения того или иного человека из вышеперечисленных категорий…
Записки следует подавать до начала Литургии (проскомидии) или накануне вечером. Молитва Церкви привлекает на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас, поэтому подавать записки о здравии и упокоении следует как можно чаще.
Очень важно подавать записки и заказывать молебны в те дни, которые имеют особое значение для нас и наших близких: в день рождения, именин или день смерти.
Поминать усопших особенно важно и в определенные дни, установленные Православной Церковью:
– в субботу мясопустную, перед сырной неделей;
– субботы второй, третьей, четвертой недель Великого поста;
– на Радоницу (вторник второй седмицы по Пасхе);
– в Троицкую родительскую субботу;
– в Димитриевскую родительскую субботу (суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского – 8 ноября по новому стилю / 26 октября по старому стилю);
– 9 мая по новому стилю / 26 апреля по старому стилю — поминовение усопших воинов, погибших в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.