Причастие или причащение (греч. μετάληψις — (металипсис) участие, принятие; синоним: κοινωνία (кинониа) — приобщение) или Евхаристия (греч. Εὐχαριστία (евхаристиа) — благодарение) — Таинство, в котором хлеб и вино прелагаются в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа, после чего верующие потребляют их во оставление грехов и в Жизнь Вечную.
Также словом Причастие иногда называют сами Святые Тело и Кровь Христовы (Святые Дары).
В ранней Церкви причащение также называлось словом «кинония», что указывало на теснейшее единение людей с Богом (приобщение к Богу), общение людей с Богом и в Боге, т.е. пребывание в Его любви и благодати.
Сам Спаситель сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» (Ин.6:54). Этими словами Господь указал на необходимость для всех христиан теснейшего соединения с Ним в Таинстве Причащения. Примечательно, что человек устроен так, что прием пищи и лекарств осуществляется внутрь. Также и для соединения с Богом, принятия «лекарства бессмертия», Господь предусмотрел привычный для человека способ.
Краткая история практики причащения Святых Тайн
Первое причастие произошло на Тайной вечери, незадолго до смерти Спасителя. В Евангелии рассказывается, что во время общей трапезы с учениками, «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:26-28). Также Христос добавил: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19). Из посланий апостола Павла можно видеть, что христиане апостольской эпохи причащались в рамках общей трапезы (агапы), что приводило к злоупотреблениям (1Кор.11:20-34).
Известно, что к причастию допускались только крещеные люди, а само Таинство совершалось священнослужителем. Сщмч. Игнатий Антиохийский во II веке пишет: «Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь. Непозволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви».
Древнейшее описание евхаристического богослужения (сер. II в.) содержится в апологии мученика Иустина Философа: «В так называемый день солнца (воскресенье – прим. ред.) бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам; и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы. Когда же окончил молитву, тогда, как я выше сказал, приносится хлеб, и вино, и вода; и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может. Народ выражает свое согласие словом – аминь, и бывает раздаяние каждому и приобщение даров, над коими совершено благодарение, а к небывшим они посылаются через диаконов».
После середины II века происходит отделение агапы от Евхаристии, распространение практики причащаться натощак и совершения Евхаристии в утреннее время, тогда как агапу продолжали совершать вечером. Однако этот процесс происходил в разных местностях в разное время.
В конце IV века Гиппонский собор и в V веке Карфагенский собор утвердили правило принятия Тела и Крови Христовых натощак (кроме Великого четверга). Вместе с тем известно, что о соблюдении поста перед принятием Тела и Крови Христовых свидетельствовал свт. Иоанн Златоуст. См. Евхаристический пост.
Существуют свидетельства, что в древности даже и верующие не из числа священнослужителей, мужчины и женщины, принимали причастие около особого стола (именовавшегося: τράπεζα μυστηκή, ἁγία, πνευματική) или престола. Однако, примерно в середине IV века доступ к престолу причастников не из числа «освященных» был запрещен. «Одним только освященным позволено входить в алтарь и там приобщаться», – гласит 19-й канон Лаодикийского собора. С этого времени начинают входить в употребление особые перила или решетки и завесы, которые и стали теперь отделять то место, где стоял престол, от среднего пространства церкви, где обычно помещались молящиеся. Около этих перил миряне и стали теперь принимать причастие. Исключение делалось лишь для императоров, которые могли причащаться в алтаре (см. 69-й канон Трулльского собора).
Порядок приступающих к причастию указан в «Апостольских Постановлениях» (IV в.): «Пусть причащается сначала епископ, потом пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, певцы, аскеты, а между женщинами диакониссы, девы, вдовицы, потом дети, a затем весь народ по порядку».
Относительно того, кто раздавал святые дары, имеются различные свидетельства древности. Исходя из призыва св. Игнатия Богоносца († 107) «ничего не делайте без епископа и пресвитеров» ряд исследователей сообщают о существовании в раннехристианской Церкви практики, в рамках которой «верующие получали св. хлеб из рук самого предстоятеля». В «Апостольских постановлениях» указывается, что епископ должен преподавать приношение, а диакон – держать и подавать чашу. Согласно свидетельству мученика Иустина (II в.), диаконы разносили св. дары по домам.
В некоторых местах, согласно осуществлявшейся там древней практике, причащение осуществлялось именно через диаконов. Однако I Вселенский (Никейский) Собор ограничил диаконов в этом праве: «Дошло до святого и великого Собора, что в некоторых местах и градах диаконы преподают пресвитерам Евхаристию, тогда как ни правилом, ни обычаем не предано, чтобы не имеющее власти приносити, преподавали приносящим тело Христово. Также и то сделалось известным, что некоторые из диаконов, даже прежде епископов, Евхаристии прикасаются. Сие все да пресечется: и диаконы да пребывают в своей мере, зная, что они суть служители епископа и низшие пресвитеров. Да приемлют они Евхаристию по порядку после пресвитеров, преподаваемую им епископом, или пресвитером» (18-й канон).
Раздавая св. дары, священнослужители обычно произносили особую формулу, на которую верующие отвечали словом: Аминь. Эта формула менялась в зависимости от местности и эпохи. Христиане в древности иногда причащались стоя, а иногда на коленях.
Многочисленные свидетельства Востока и Запада ясно говорят о том, что евхаристический хлеб подавался первым христианам в руки. Об этой практике упоминает Трулльский собор (692 г.). В 101-м каноне этого собора, направленном против изготовления искусственных вместилищ для принятия причастия, говорится следующее: «Если кто-то желает во время собрания причаститься пречистого Тела и стать единым с ним через причастие, пусть он, сложив руки во образ креста, так приступает и принимает общение благодати». Последним свидетельством о древневосточной практике принятия евхаристического хлеба в руки является указание прп. Иоанна Дамаскина (VIII в.). В «Точном изложении православной веры» он говорит: «Слагая руки наподобие креста, мы принимаем Тело Распятого». Самым древним способом, общим для церквей Востока и Запада, было вкушение Крови Христовой непосредственно из самой чаши. Священник Михаил Желтов пишет, что «обычай причащения с помощью лжицы до VII в. в источниках не засвидетельствован, а первые упоминания VII–IX вв. сохранились об использовании ложек (κοχλιάριον) при причащении священников, а не мирян. Только к XII в., лжица начинает регулярно упоминаться в византийских богослужебных книгах, и даже тогда в некоторых местах причащение мирян еще совершали без ее использования. Таким образом, практика причащать мирян с помощью лжицы входила в византийский богослужебный обиход постепенно и окончательно утвердилась только к XIII в.».
Помимо причащения в церковном собрании, в Древней Церкви широко было распространено причащение на дому. Данная практика распространена и сегодня для людей, находящихся в болезни. В период гонений также была распространена практика хранения Св. Даров на дому и самопричащения.
В современной практике Православной Церкви причастие преподается священником (часто – с амвона) под обоими видами с помощью лжицы. Причастники принимают причастие молча, сложив крестообразно руки на груди, после чего целуют край чаши и отходят, затем запивают потребленные Св. Дары теплотой. Принятую частицу лучше сразу проглотить, не разжевывая.
Каким образом Тело и Кровь Христовы действуют в нас после причащения?
Церковь учит, что через причащение Святых Таин христианин теснейшим образом «соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нем становится причастным Вечной Жизни» (Пространный христианский катихизис. О вере, о десятом члене Символа веры). Через регулярное и достойное участие в этом великом Таинстве он «освобождается от козней и искушений дьявола, поскольку враг души не осмеливается нанести никакого вреда тому, в ком он находит пребывающего Христа» (Православное исповедание. Ч. 1, вопрос 107).
Действие Христа в нас после достойного причащения представлено в третьей благодарственной молитве так: «Пройди в члены тела моего, во все суставы, во внутренности, в сердце, и сожги терние всех моих согрешений. Душу очисти, освяти мысли, колени утверди с костями вместе, просвети пять главных чувств, всего меня пригвозди страхом пред Тобою. Всегда защищай, охраняй и береги меня от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай и устрояй меня; украшай, вразумляй и просвещай меня. Яви меня Твоей обителью, единого Духа, и уже не обителью греха, чтобы бежали от меня по принятии Причастия всякий злодей, всякая страсть как от дома Твоего, как от огня».
Это действие таинственно и непостижимо, но, тем не менее, реально. Свт. Феофан Затворник описывает его так: «Душа грешная – нравственно расслабленна, но, когда принимает в себя Господа, чувствует в себе духовную крепость и силу, то есть ощущает воодушевленную ревность о всяком добре и об исполнении всякой заповеди Божией, неодолимую никакими препятствиями, ни внешними, ни внутренними, воздвигаемыми от страстей и худых привычек, и не пресекаемую ни нерадением, ни отлагательством. И всегда мы делаем понемногу добро, но делаем, когда оно само, так сказать, попадется под руки и в исполнении не требует пожертвований и особых усилий. Но тут возрождается сильная энергия с направлением всех помышлений, желаний и намерений на одно богоугодное, что выражается не только живостью, но некоторою неудержимостью в трудах доброделания и благочестия, не чувствующею усталости и сытости. Так должно быть во всяком причастнике Христовых Таин, приявшем в них Господа.. Свет ведения, сила воодушевления на добро, мир душевный, сладостная теплота – это главные свидетели водворения Господа в сердцах истинных причастников».
Человек может не замечать в себе этих признаков явно, чему в разных случаях могут быть разные причины, но уже сам факт того, что в нем усиливается потребность христианского делания, может рассматриваться как один из таких признаков. «Если есть забота о спасении с трудами по исполнению всего, чем условливается спасение, ведайте, что Господь начал уже в нас Свое дело. Продолжите начатый труд с терпением и узрите, что начавший совершит. Но если уж и сего нет, значит, нет и начатков. Нерадение и беспечность о спасении – явный признак, что жизнь духа еще не начата. И надобно все сызнова переделать. He отчаивайтесь, впрочем, и в сем случае. Затем и жизнь нам еще дается, чтоб мы пришли в чувство и раскаялись».
Из этого мы можем заключить, что признаки «действия Святого Причастия» существуют и наблюдаются, однако оно тесно связано с нашим личным трудом над собой.
Совершенно неверно воспринимать Святое Причастие, как средство для автоматического решения житейских проблем (душевных расстройств, различных заболеваний, проблем в личной жизни и т. п.). Причащение Святых Тайн Христовых предназначено, прежде всего, для соединения человека с Богом, общения с Ним. Чудо исцеления человека может произойти в связи с принятием причастия, но это не является обязательным и не может служить заменой обращения к специалисту, работы над отношениями в семье и т.п.
Не является ли участие в причащении актом каннибализма?
Нет, не является.
- Мы причащаемся воскресших и прославленных Тела и Крови Христовых. На литургии не происходит убийства и вкушения мертвого тела. Происходит соединение с живыми и животворящими Телом и Кровью Спасителя.
- Господь, пребывая в духовном мире, не терпит телесного ущерба от того, что христиане принимают хлеб и вино, пресуществлённые в Тело и Кровь Христовы.
- Христос Сам заповедал нам такой способ соединения с Ним. Это Его установление, а не наше.
Кто может причащаться?
Причащаться имеет право крещеный человек, который верует православно, не отлучен от причастия духовником или епархиальным архиереем, подготовился к причастию в соответствии с правилами и обычаями Церкви, не имеет на своей совести неисповеданных смертных грехов и обиды на ближних.
Кого священник может не допустить до Причастия?
Причинами недопущения священником верующего до Причастия могут быть: несовместимое с причащением нравственное состояние (например, отказ от примирения с раскаявшимся обидчиком), наличие тяжелых неисповеданных грехов. Существует также ряд прочих препятствий (См. Препятствия к участию в Евхаристии), которые могут стать основанием для недопущения до Причастия.
Имеет ли право священник отлучить от Причастия?
Согласно документу «Об участии верных в Евхаристии», «при совершении тяжелых грехов применение канонов в части отлучения от причастия на длительные сроки (более чем на один год) может осуществляться только по благословению епархиального архиерея. В случае злоупотребления священником правом наложения прещений вопрос может быть передан на рассмотрение в церковный суд». Отсюда следует, что священник имеет право отлучить человека от причастия на небольшой срок, если сочтет это правильным и полезным.
Что значит принимать причастие «не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11:29)?
Это значит принимать его как обычную пищу, не веря и не понимая, что принимаешь Самого Христа. Свт. Иоанн Златоуст объясняет, что это предостережение человеку, который причащается, «не размышляя, не представляя, как должно, величия предложенных (тайн), не думая о важности дара». Апостол Павел предостерегает от такого неблагоговейного отношения и свидетельствует о том, что из-за этого многие люди болеют и умирают после недостойного причащения (1Кор.11:30).
Что нужно знать о причащении детей?
Детей можно и нужно регулярно причащать сразу после их Крещения. Для детей до трех лет евхаристический пост не является обязательным. По традиции, с трехлетнего возраста детей в православных семьях постепенно приучают к воздержанию от пищи и питья перед причащением Святых Тайн. К семилетнему возрасту ребенок должен твердо привыкнуть причащаться натощак.
Перед тем как подойти к чаше, младенца нужно заблаговременно положить горизонтально на правую руку, убрать соску. Во время причастия нужно придерживать ручки ребенка, чтобы он случайно не спровоцировал падение св. даров. Если малыш напуган и не хочет причащаться, то следует отойти в сторону, успокоить его и только потом можно попробовать подойти снова. Помните о том, что у вас нет задачи причастить ребенка любой ценой, ничего страшного, если не получиться причастить его в этот раз. Причастие не должно становиться поводом для стресса у ребенка. Когда такая практика становится регулярной, как правило, участие в причащении перестает пугать ребенка. В документе «Об участии верных в Евхаристии» особо отмечается, что «практика, когда родители причащают детей, а сами редко приступают ко святому причащению, препятствует укреплению в сознании детей необходимости участия в Евхаристической трапезе».
Что касается подготовки к причащению детей в отроческом возрасте, оно имеет свои особенности. В вышеназванном документе отмечается, что возраст первой исповеди и ее частота «при ежевоскресном причащении должны определяться совместно духовником и родителями, с учетом индивидуальных особенностей в развитии ребенка и его понимания церковной жизни». Содержание и объем молитвенного правила перед причащением «определяются родителями в соответствии с возрастом, духовным и интеллектуальным развитием ребенка».
***
протоиерей Олег Стеняев
Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1Кор.11:28–29).
«Рассуждение о Теле Господнем» и есть призыв к тому, чтобы, приступая к Чаше, христианин вспоминал о Тайной Вечери, крестных страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, как и Сам Господь сказал: Сие творите в Мое воспоминание (Лк.22:19).
Кроме того, «рассуждение о Теле Господнем» — это вся Литургия с её последованием, молитвами, песнопениями, ектениями. Сама она включает в себя рассказ о Жизни нашего Спасителя — от Рождения до Смерти, Воскресения и Вознесения. Порядок литургического богослужения готовит пришедшего человека к самому важному — к апогею всей жизни, а именно: к Евхаристии и Причастию. Ведь рассуждение выражается в слове или в некоторых действиях, которые порождают мысленные образы, ассоциации. И все это дает нам литургия, чтобы христианин подходил к Чаше осознанно, понимая, что он вкушает Тело и Кровь Самого Христа.
Коротко о причастии:
- Таинство Евхаристии (Таинство Причащения) – Таинство, в котором хлеб и вино прелагаются (претворяются) действием Божьим в истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, после чего верующие потребляют их во оставление грехов и в Жизнь Вечную.
- Таинство Евхаристии установлено Самим Спасителем, во время Тайной Вечери, участниками которой, согласно евангельскому тексту (Мф.26:17-29; Мк.14:12-25; Лк.22:7-38; Ин.13:1-30), были апостолы.
- В Таинстве Евхаристии верующий, по вере своей, теснейшим образом соединяется с Господом нашим Иисусом Христом.
- Уже в раннехристианские времена Евхаристия (от греч. Εὐχαριστία – Благодарение) обозначалась и как Кинония (от греч. κοινωνία – соучастие, связь, приобщение).
- Потребляя Тело и Кровь Христову, верующий соединяется со Христом не только по человеческому естеству (выражаясь адаптированным языком: не только как с Человеком): он благодатно соединяется с Ним как с Богом (также с Отцом и Святым Духом).
- Приобщаясь Телу и Крови Христовым, мы, христиане, не только соединяемся со Христом, но и объединяемся в единое тело со всеми теми, кто причащается вместе с нами: это единое тело называется Церковью Христовой.
- В Таинстве Евхаристии Христос становится для верующего не образной, не условной, но действительной пищей.
- По преложении в Тело и Кровь Христовы хлеб и вино сохраняют свой «вид» (хлеб пахнет и выглядит как хлеб, вино имеет вкус и цвет вина), но они становятся Телом и Кровью Христовыми в самом прямом, не переносном, не иносказательном смысле. Как именно осуществляется преложение, мы не знаем.
- Таинство Причастия установлено Самим Господом Иисусом Христом во время Тайной Вечери, участниками которой, согласно евангельскому тексту (Мф.26:17-29; Мк.14:12-25; Лк.22:7-38; Ин.13:1-30), были апостолы.
- На важность участия верующих в Таинстве Евхаристии указал Сам Спаситель, сказав: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» (Ин.6:54), «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19).
- Регулярное участие верующего в Евхаристии содействует его обожению (уподоблению Богу и единению с Богом), обожение – главная цель человеческой жизни.