Спасы – это народное название трех летних праздников, прославляющих Спасителя: празднества Спасу и Богородице 14 августа, Преображения Господня 19 августа и праздника иконы «Нерукотворный Образ» (Спас Нерукотворный) 29 августа. «Медовым», «Яблочным» и «Хлебным» («Ореховым») Спасы стали благодаря устоявшейся традиции в эти дни с благодарностью Богу приносить в храм и освящать новый урожай. Традиция освящать мед в Медовый Спас и плоды в Яблочный сохранилась по сей день.
Медовый Спас отмечается 14 августа. В память об одержанной в этот день святым князем Андреем Боголюбским победе над волжскими булгарами Русской Православной Церковью было установлено празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Кроме того, в этот день отмечается также Происхождение (Изнесение, крестный ход) Креста Господня. В церквях накануне вечером совершается вынос Креста, а утром после Литургии – малое освящение воды, после которого обычно освящают принесенный верующими мед.
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда.