С чего надо начинать преображение человека? Прийти сегодня домой, посмотреть в зеркало на свою мрачную рожу, сказать: «Почему у меня рожа такая мрачная? Потому что я злой человек. Мне надо преобразиться». Но преобразиться не как в школе Станиславского, когда надо представить, что ты счастливый, добрый человек, и это из себя изобразить. Это никому не нужно, это называется «накрашенный гроб» (см. Мф. 23, 27). Гроб можно накрасить, цветочки прибить, всякую ткань, если деньги есть, так можно вообще лаком покрыть, но внутри всё равно труп. Поэтому это не годится. А нужно стать таким.
А стать можно только совершая дела. Если ты ленивый, как тебе сделаться трудолюбивым? Очень просто. Начинай с уборки своего дома: вымой всё, вычисти, разбери шкафы, протри пыль, даже сверху буфета, шкафа, пойди на рыночек, купи стремянку, слазь, возьми тряпочку, намочи, отожми, вытри. А через четыре дня повтори это. И так месяц, два, год. Пройдёт два с половиной года, смотришь, а ты уже трудолюбивый.
Так же и с ленью на молитве. «Я, – говорит, – не могу заставить себя молиться». Экие большие усилия – сложить троеперстно руку, осенить себя крестным знамением и сказать: «Господи, помилуй!». Ой, прям кубометр земли вырыть! Нет, не могу. Не «не могу», а «не хочу», потому что никто ж тебя не заставляет делать тысячу поклонов. «Господи, помилуй!» Какие страшные усилия! Но нет, просто лень. И вот, человек может из ленивого сделаться трудолюбивым. Так же из жадного сделаться щедрым. Из бросающегося на всех демона или бабы-яги превратиться в добрую, хорошую, доброжелательную, участливую женщину. Потом подойдёшь к зеркалу через годик, смотришь – на тебя глядит светлое лицо, и морщин-то уже столько нет, и взгляд не исподлобья, а открытый, светлый, и все соседи: «Здравствуйте!», и все рады, потому что в ответ – улыбка, приветствие. Один человек добро сердца посылает другому. И всё вокруг – не только внутри, но и вокруг – начинает преображаться. Преподобный Серафим говорил: «А ты стяжи мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи». Потому что жить в этом мраке, в злобе, в раздражении, в подозрительности, в негодовании, в постоянном осуждении очень тяжело и болезненно, потому что это есть подлинный ад. И вот, Господь и хочет спасти человека от этого ада. А спасти можно только единственным способом.
Всяческие философы, политические деятели, они идиоты. Потому что они хотят мир преобразить вокруг. Ничего не получается. Что бы они ни строили, получается концентрационный лагерь смерти. Почему? Потому что хотят преобразить не сердце человека, а внешнюю жизнь. И получается что? Бараки, колючая проволока. Ничего другого. В любой стране мира, как только затевают сделать людей счастливыми, заканчивается всё концентрационным лагерем и отрезанием голов, больше ничем. Потому что человек этому не подчиняется. <Человек обретёт счастье>, только если он преобразится сам.
Представим себе, сто человек на один процент станут добрее. Что это значит? Это значит, 99 останется такими, как были, а один станет святой. И он уже будет этот свет радости, добра, прощения других, терпения, распространять и на других. И все вокруг – и дети, и внуки – все будут преображаться, потому что будут наталкиваться на добро, снисходительность, на готовность помочь, на желание подставить плечо, а не наоборот, затоптать. Всё наоборот. Жизнь улучшится. И в нашей жизни есть поле, оно огромное, для того, чтобы нам преображаться. И вот, Господь хочет именно этого. И это действительно, и в Писании написано: блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20, 35). Гораздо. Это и сердцу веселее, и Богу угодно. Это только маленький ребёнок, неразумный, ещё не обученный: «А мне? А мне? А мне? И я хочу!». Потому что он грешный человек, что в нём? Только обыкновенная человеческая зависть. А человек, наученный христианству, наоборот, лучше даст: «Да ничего не надо, да возьмите». Да, можно приобрести что-то материальное, но потеряешь-то духовное. А попробуй, за материальное приобрети что-нибудь духовное. Пойди в булочную и скажи: «Отрежьте мне 800 грамм чего-нибудь духовного». Нет. Это возможно, только трудясь самому. Только сам.
Протоиерей Димитрий Смирнов