– Алексей Ильич, мы в большом смятении, хотели бы знать ваше мнение. Как относиться к благословению Патриарха воздержаться и не ходить в храм во время карантина?

– Сейчас всё чаще приходится вспоминать великую истину Отцов: без рассуждения нет добродетели.

Никакой борьбы с Церковью нет, молиться не только не запрещают, но и усиленно призывают, обители и храмы не закрывают, просят лишь на малое время воздержаться от хождения в них, поскольку совершенно очевидно, что коронавирус – не просто очень тяжелое заболевание, но и легко передающееся при близком соприкосновении людей. Поэтому ясно, что когда в храме собирается народ на Богослужение, то, как и в любом общественном месте, легко и заразиться, и заразить. На каком же тогда основании и по какой заповеди христианин должен обязательно идти в храм, несмотря на то, что это может и его, и других людей привести к смерти?! Разве храм единственное место обращения человека к Богу?

Множество людей спасалось, совсем не имея возможности посещать церкви (как в эпохи гонений). Многие подвижники лишь для принятия святых Христовых Таин, приходили в храм. История Церкви сообщает, что в древних монастырях монахи нередко на время поста вместо пребывания в храме за богослужением шли в безлюдные места (см., напр., житие прп. Марии Египетской). А наиболее ревностные христиане во все времена уходили в пустыни, леса, затворялись в пещерах и убогих кельях и молитвою, и постом достигали при этом высочайшего духовного совершенства. Ибо спасает человека не храм, а жизнь по заповедям, молитва, покаяние. Самого Христа на казнь отправил не кто-нибудь, а самые ревностные служители храма и исполнители закона Моисеева, поскольку делами своими служили не Богу, а дьяволу.

Поэтому призыв священнослужителей к временному воздержанию от посещения храмов в тех регионах и местах, где возникла угроза заражения коронавирусом, – это не акция против Церкви и не придуманное устрашение людей с какою-то тайной целью. Но естественная и необходимая реакция на серьезную опасность для жизни.

Возникшая эпидемия есть закономерное следствие общего духовного и нравственного состояния общества и, прежде всего, конечно, верующих, поскольку Церковь является духовной закваской общества. Апостол и предупреждает: Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? (1Кор. 5: 6). А «Заразная смертоносная болезнь, когда ее не лечат правильно, а только прикрывают, – усиливается и усиливается»[1].

Сейчас промыслом Божиим верующим открылась возможность проверить истинность своей веры. Ибо очень часто она сводится лишь к внешней ее стороне (эпизодическому посещению храма, соблюдению обрядов, положенному принятию таинств), а не к ее единственной цели — исцелению души страстей от страстей. Ибо всё это внешнее не очищает, не спасает человека, если отсутствует главное: жизнь по заповедям, молитва (а не вычитывание и выслушивание без всякого внимания), любовь к ближним и делами, и сердцем. Святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждал: «Телесный подвиг, не сопровождаемый душевным, более вреден, нежели полезен. Он служит причиной необыкновенного усиления душевных страстей: тщеславия, лицемерия, лукавства, гордыни, ненависти, зависти, самомнения»[2].

Об опасности такого состояния веры с горечью писали наши святители. Игнатий: «У нас есть хорошая внешность: мы сохранили все обряды и символ первобытной Церкви; но все это мертвое тело, в нем мало жизни»[3]. Феофан Затворник: «И часы хорошие идут ис­правно; но кто скажет, что в них есть жизнь?»[4].

Мы за последние четверть века уже настолько привыкли купаться в теплой водичке вседозволенных Богослужений, привыкли к комфорту, что когда Господь попустил на малое время и по вполне очевидной причине потерпеть холодный душ, обнаружилось прямое неподчинение не только государственным органам, Патриарху, священноначалию, но и фактически Самому Богу, допустившему и эпидемию, и такую светскую и церковную власть.

Но не Господь ли сказал: не искушай Господа Бога твоего (Лк. 4: 12)? Разве христиане не знают, что случайностей в жизни не бывает, что всё происходит по премудрой воле Божией, действующей в полном соответствии с духовным состоянием людей, да не обратятся ли они и покаются?

Каково это состояние теперь — видим и по себе, и повсюду:

Глубокое омiрщение сознания христиан, ищущих прежде всего не Царствия Божия, а что есть, что пить и во что одеться (ср. Мф. 6: 31-33).

Языческая жизнь верующих всех рангов, что хорошо знает каждый по себе.

Утрата молитвы об исцелении от грехов и страстей и превращение ее в своего рода магический ритуал, с помощью которого можно получить просимое.

Об этом писал святитель Игнатий: “В настоящее время — существенная нужда в правильной молитве, а ее-то и не знают! Не знают, что она должна быть орудием и выражением покаяния, а ищут наслаждения и восторгов, льстят себе, и орудием, данным во спасение, убивают свои души»[5].

Сейчас перед лицом наступившей опасности нельзя, игнорируя все церковные и государственные предупреждения, и трагические сообщения о происходящем во многих странах мира, упорно продолжать ходить в храм. Что из этого получается, можно видеть хотя бы на примере Киево-Печерской Лавры с десятками заразившихся насельников. Преподобный авва Исаия Отшельник предупреждал: «Кто понимает и исполняет слова Писания по своему разуму, настаивая упорно, что именно так следует понимать и исполнять их, тот не ведает славы и богатства Божиих»[6].

Как быть верующему в настоящий момент, когда реально присутствует угроза covid-19?

Находить возможность помолиться дома, особенно в богослужебное время: или включить трансляцию службы, или совершить с вниманием, например, 100 молитв Иисусовых, или почитать акафист (сейчас самое время «Страстям Христовым»), или в праздничный период пасхальный канон, и(ли) хотя бы творения какого-либо святого подвижника (аввы Дорофея, свт. Игнатия, схиигумена Иоанна Валаамского и др.). Теперь много возможностей проверить и укрепить свою веру.

О причащении. Можно, наверное, понять, что мы, верующие, дошли в настоящее время в своей духовной жизни до такого состояния, что Сам Господь Своим промыслом налагает на нас епитимью, и мы оказываемся на какое-то время под запрещением, отлученными от Причастия. Это, конечно, очень трудно принять нашему самомнению. Но если хотя бы немного посмотрим в себя, то поймем, что достойное по делам нашим получаем (Лк. 23: 41), и может быть, смиримся. В случае же упорного хождения в храм причащение в нем может для верующего оказаться совсем не благом. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются, а у Господа остаются неприобщенными!»

В отношении куличей и проч.: многие священнослужители советуют окропить их дома святой водой с пением (чтением), если возможно, воскресного тропаря 2-го гласа: «Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный…».
__________

[1] Игнатий Брянчанинов, свт. т.7, «Письма к разным лицам», п.192
[2] Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. Т. 2. СПб. 1905. С. 369.
[3] Цит. по: прот. Г. Флоровский. Пути русского богословия. Париж.1981. С. 394.
[4] Феофан, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М. 2008. с. 21.
[5] Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание писем. Т. 3. «Паломник». М. 2011. С. 113.
[6] Игнатий (Брянчанинов), свт. Отечник. Гл. 35. Слово 242.

Поделиться