Богоявление и Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – названия одного и того же праздника. Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Отдание праздника совершается 27 января.
Церковь вспоминает, как Христос пришел на берег реки Иордан и был крещен пророком Иоанном Предтечей, и в этот момент была явлена Святая Троица: Сын Божий стоял в водах Иордана, Голос Бога Отца зазвучал с Небес, а Святой Дух сошел в виде голубя. (Мф. 3:13-17; Мк. 1: 9-11; Лк 3: 21-22). Так в событии Крещения впервые видимым образом явили Себя все Лица Святой Троицы, поэтому праздник получил и второе название — Богоявление.
Иоанн проповедовал среди иудеев крещение покаяния для прощения грехов (Мк. 1: 4): приходя на пустынный берег Иордана к Иоанну Предтече, люди исповедовали свои неправды и символически смывали их с себя в речной воде. Когда к Иоанну пришел безгрешный Христос и тоже изъявил желание креститься, тот поразился: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3: 14) Но услышал в ответ: Так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф 3: 15), то есть – Божию волю.
Христу не было необходимости смывать с Себя грехи – у Него их не было. Но Он пришел в мир для того, чтобы взять на Себя ответственность за чужую скверну, за грехи всех людей, живших в мире до Него, во время Его земной жизни и после Него, – и искупить их, пострадав на Кресте. Войдя в воды Иордана, Спаситель сделал самый первый шаг на этом пути – символически взял на Себя человеческие прегрешения, объясняет святитель Иоанн Златоуст.
Тропарь праздника
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / троическое явися поклонение, / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, /возлюбленного Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, /извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже, /и мир просвещей, слава Тебе.
Перевод: Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, заверял истинность слова (Отчего). Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию Крестившагося/ от Иоанна// в водах Иорда́нских.
Великая Агиасма
«Будем молиться о том, чтобы в День Светов и мы, участвующие в великом водоосвящении, приобщились божественного света, чтобы изменились и преобразились. Ибо именно в этом, в конечном итоге, состоит цель всех таинств, всех обрядов церковных, цель всей нашей христианской жизни». Митрополит Иларион (Алфеев).
Освящение воды – самая яркая черта праздника. Крещенская и Богоявленская вода – это названия одной и той воды, освященной чином Великого водосвятия в Крещенский сочельник (18 января) или в сам день Крещения (19 января). Крещенская вода называется «Агиасма», что переводится с греческого языка как святыня. Она хранится месяцами и даже годами, обладает свойством излечивать людей от болезней и укреплять духовно – именно потому, что приобретает по молитве Церкви свойства обновленной вселенной, избавленной от последствий человеческого греха. Конечно, чудесные свойства крещенской воды проявляются только при условии веры человека.
Вода в день Крещения Господня освящается благодатью Самого Господа Бога по молитвам священнослужителей, а для проявления ее целебных свойств необходима прежде всего искренняя вера человека.
«Когда человек воспитает в себе чувство необходимости в святыне на языке нужды, он получит просимое. И наоборот, если это чувство не воспитать, чуда не произойдет, возникнет привыкание к святыне и, в конечном счете, вопрос «а зачем мне вообще всё это надо, лучше от нее не становится, так зачем она мне нужна?». Протоиерей Георгий Шмид.
Как потреблять и что делать?
Правильным считается пить крещенскую воду с верой и молитвой. Лишь два дня в году – в Крещенский сочельник и в сам Праздник – верующие пьют крещенскую воду в течение всего дня. В остальное время принято пить крещенскую воду именно утром натощак. Связано это с тем, что Агиасма – это святыня, и отношение к ней соответствующее. Она всегда должна приниматься с благоговением, как дар. Что же касается частоты употребления Крещенской воды:
Святитель Лука Войно-Ясенецкий говорил: «Пейте святую воду как можно чаще»
Молитва на принятие Крещенской воды читается та же, что и на принятие просфоры и любой святой воды:
«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».
Можно разбавить крещенскую воду, и от этого она не потеряет своих свойств. Поэтому вовсе не обязательно в праздник Крещения набирать огромные бутыли и канистры. Можно принести из храма домой небольшую емкость, а дома смешать с обычной водой или же разбавлять крещенскую воду в течение года. Делать это надо с молитвой. Даже несколько капель крещенской воды освятят обычную воду.
Можно окропить квартиру крещенской водой. Существует даже традиция после водоосвящения с пением тропаря праздника окроплять крещенской водой свой дом.
Прошлогоднюю крещенскую воду можно продолжать употреблять как и положено – натощак с молитвой. Известны случаи, когда крещенская вода хранится десятилетиями. Надо помнить, что Агиасма – это святыня, и нельзя ее просто выплеснуть в раковину или где угодно на землю.
Крещенское купание не является установленным церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция. И уж тем более окунание в прорубь (иордань) не очищает от грехов. Очищение человека от страстей и грехов – это долгий путь личного, осознанного покаяния. Собственно, для этого в Церкви и существует конкретное таинство исповеди.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий:
«В сегодняшний день все мы возьмём из церкви Великую Агиасму, святую Крещенскую воду, которую по традиции будем хранить, вкушать и которой будем окроплять себя и свои жилища в течение года. Это великая святыня, к которой нужно относиться с трепетом и благоговением, употребляя её по надобности с молитвой Богу. Ибо Господь действует через святыню, видя наше расположение и состояние нашего сердца. Передайте Крещенскую воду своим родным и близким, но особенно в больницы, тем, кто нуждается не только во врачебной помощи, но и в духовной».