Вековой исторический конфликт между наукой и религией.
В последних выпусках мы говорили о научном аргументе доказательства Бога и о вопросах, связанных с ним. В ответ пришло много вопросов и возражений от читателей. Попробуем на них ответить.
Тут все очень просто — никакого “векового конфликта” не было. Миф о конфликте возникает только ближе к концу XIX века, и мы даже знаем его авторов — это Джон Уильям Дрейпер, выпустивший в 1874 в США книгу, которая называлась “История борьбы между наукой и религией”. Другой автор, Эндрю Диксон Уайт, примерно в то же время писал антирелигиозные статьи, а в 1896 году выпустил книгу “История войны между наукой и богословием в христианском мире” В наше время историки науки не поддерживают модель конфликта, которая у Дрейпера и Уайта строится на двух эпизодах, относящихся к Галилею и Дарвину, и предпочитают так называемую “комплексную” модель, поскольку религиозные деятели занимали самые разные позиции по отношению к науке.
Известный биолог, и по личным убеждениям агностик, Стивен Джей Гульд, говорит: “Повествование Дрейпера и Уайта резко отличается от того, что в действительности происходило во взаимоотношениях между наукой и религией… Оба используют мифы для того, чтобы поддержать свое видение истории — такие, например, как миф “плоской земли”.
Но все знают, что церковники сжигали ученых за веру в то, что земля круглая!
Эта популярная фраза содержит два утверждения:
1. Церковь верила в плоскую землю.
2. Церковники сжигали ученых за занятия наукой.
То и другое относится к характерным атеистическим мифам, которые кочуют из статьи в статью, из книги в книгу, и люди обычно не пытаются их проверять.
Но что произойдет, если мы все-таки проявим немного любознательности? О шарообразности земли людям было известно уже в античности — было давно замечено, что мачты корабля, уходящего в море, постепенно скрываются за горизонтом, и средневековые христиане и не думали этого оспаривать.
Что же до «сожженных ученых», то давайте попытаемся уточнить подробности — например, число мучеников науки. Сколько их было? Сколько жертв унесла вековая жестокая борьба между наукой и религиозным мракобесием?
Давайте попробуем это выяснить.
Обратившись к собственно атеистической литературе мы находим только двоих кандидатов на роль ученых, сожженных церковниками — Джордано Бруно, приговоренного римской инквизицией, и Мигеля Сервета, казненного в кальвинисткой Женеве. Был ли Джордано Бруно ученым, тем более великим? Это спорный вопрос, большинство источников предпочитают обозначать его как “философа” и “мистика”, а его сохранившиеся труды являются оккультными, а никоим образом не научными. Но вот что бесспорно — причины, по которым он был сожжен, не имели отношения к науке. Никто не ставил Бруно в вину каких-либо научных изысканий — причиной его обвинения и казни послужили его взгляды относительно Христа, Девы Марии, Таинств, а также его оккультные занятия. Нет ничего хорошего в том, чтобы сжигать людей за какие бы то ни было взгляды — но надо отметить, что взгляды, за которые пострадал Бруно, не имели отношения к науке. Оккультисты, поклонники Гермеса Трисмегиста и тайных искусств еще могут числить его своим мучеником. Но мучеником науки он не является ни в малейшей степени.
Итак, есть ли у нас ответ на вопрос “сколько ученых было сожжено церковниками за их научные изыскания?” Есть, и очень точный. Ни одного.
Мигель Сервет — действительно ученый-естествоиспытатель и врач. И его действительно сожгли в Женеве. Однако и он мало подходит на роль жертвы “борьбы науки и религии”. Сам Сервет был фанатично религиозен; именно его религия, а не его научные взгляды, и привели его на костер. Он был осужден из-за своей книги “Восстановление Христианства” в которой отрицал Троичность Бога и вообще высказывал крайне еретические с точки зрения Кальвина (да и всех остальных) взгляды. Разумеется, сжигать еретиков — а равно кого бы то ни было вообще — дурно. Но религиозные лжеучителя никак не являются мучениками науки — они являются мучениками соответствующих религиозных учений.
Итак, есть ли у нас ответ на вопрос “сколько ученых было сожжено церковниками за их научные изыскания?” Есть, и очень точный. Ни одного.
В “деле Галилея” католические церковные власти действительно принуждали великого ученого отказаться от его научных воззрений; их позицию, в историческом контексте, можно признать отчасти понятной, хотя, несомненно, ошибочной. Но был ли Галилей сожжен? Нет. До чего дошли зверства инквизиторов в этом, хрестоматийном и кульминационном случае противостояния науки и религии? Галилей был приговорен к домашнему аресту, который проводил, первоначально во дворце своего друга архиепископа Пикколомини в Сиене, а затем — у себя на родине, в Арчетри.
Разве религия не подавляла науку?
Это еще один популярный миф — в действительности дело обстояло ровно наоборот. Наука создана христианами. Возьмите, например, школьный учебник физики или химии и удалите оттуда все страницы, посвященные верующим христианам. С чем вы останетесь? Если мы посмотрим биографические данные о Бойле, Ньютоне, Паскале, Лавуазье, мы обнаружим, что все они не просто принадлежали к христианской культуре, но были людьми глубоких личных религиозных убеждений. Так, никто не заставлял Бойля, например, переводить на гэльский язык Библию и финансировать миссию в Индии – это было проявлением его личной веры. Ньютон был верующим человеком, но при этом он отказывался присоединиться к государственной англиканской церкви, что создавало ему определенные проблемы в жизни, но он относился к вере достаточно серьезно, чтобы их терпеть. Его наследие содержит гораздо больше толкований Писания, чем собственно физических трудов. Блэз Паскаль – не просто верующий человек, но выдающийся христианский мыслитель и апологет. Можно вспомнить Фарадея, который проповедовал в Церкви с кафедры. Максвелл и Пастер также были верующим людьми. Европейская наука создана христианами – это исторический факт.
Верующие люди внесли — и продолжают вносить — огромный вклад в ее развитие. Например, теорию расширяющейся вселенной выдвинул католический священник – Жорж Леметр. Один из создателей синтетической теории эволюции Феодосий Добжанский — православный христианин. Выдающийся современный генетик Френсис Коллинз был руководителем проекта расшифровки генома человека, сейчас директор Международного института здоровья человека – известен как христианин.
Научных достижений у этих людей заметно больше, чем у членов сообщества «ру антирелижн». Таким образом представление о “конфликте науки и религии” совершенно неосновательно.
ХУДИЕВ Сергей
Источник — http://foma.ru/