Сегодняшнее Евангелие повествует нам о том, как Господь, входя в город, встретил похоронную процессию. Выносили умершего юношу, который был единственным сыном у матери. И Господь, увидев эту горестную процессию, увидев мать, полную отчаяния, сказал ей: «Не плачь». А потом коснулся смертного одра и сказал: «Юноша, тебе говорю – встань». И юноша воскрес. Все были поражены чуду и восславили Бога, сказали, что великий пророк восстал среди нас. Это был знак того, что люди воспринимали Христа уже не только как учителя, но как того, кого Господь послал в обетование, Мессию, Христа-Спасителя.
Это евангельское чтение очень короткое, и, казалось бы, в нем нет ничего примечательного, потому что в Евангелии много рассказывается всяких историй, в том числе и о том, как Христос воскрешает мертвых: Он воскресил дочь Иаира, Он воскресил Лазаря предумершего. Он пришел в мир, чтобы взять на себя наши немощи и болезни, как сказал пророк Исаия, и в исполнение этого пророчества Господь, когда ходил по земле, действительно, прикосновением Своим исцелял этот мир, который был поражен смертью. Он исцелял людей, которые часто были поражены не только недугами телесными, но, прежде всего, недугами души.
И когда Господь совершал эти чудеса, он говорил людям такие слова: «Иди и больше не греши». Потому что, на самом деле, Господь пришел в мир не бороться с временными явлениями и несчастьями, Господь пришел не для того, чтобы сделать нас на земле счастливыми, не для того, чтобы здесь на земле наступила общая радость, общее благоденствие, сытость и веселье… Нет, ничего подобного Господь на земле не обещал. Более того, Он обещал совершенно противоположное: тем, кто за Ним последует, Господь обещал крест; Господь обещал, что за имя Его и за настоящую истинную веру мы будем гонимы; обещал нам то, что восстанут на родителей дети, что разделит отца с сыном и дочь с матерью. Господь говорил, что Он пришел принести на эту землю не мир в понимании этого мира, не мир, который близок человеческому естеству, но меч. Он сказал о Слове Своем, которое, как меч обоюдоострый, разделяет человека, все его внутренности, суставы, дух и душу и судит помышления и намерения сердечные. Он пришел, чтобы отделить этим мечом человека от его греха, отсечь его от смерти. Потому что настоящая-то смерть – это человеческий грех. И нет никакой другой смерти, которая могла бы победить человека, только одно единственное – грех.
И Господь пришел в мир и показал нам это чудо воскрешения юноши с тем, чтобы мы смерти не боялись. Потому что не смерть самое страшное для человека, Господь смерть победил. Он тоже в этом мире жил подобно умершему юноше: Он тоже был единственный Сын у Своей Матери, и Его Мать тоже была вдовой. И вот Он показывает и Своей Матери, и нам всем, что нет никакой смерти, воскрешает этого единородного сына вдовы, у которой, казалось бы, нет уже никакой надежды и нет никакого смысла дальше жить. Но Господь говорит, что нет никакой смерти. Не плачь! Не плачь! Не это страшно!
Иоанн Златоуст в своих замечательных письмах к духовной дочери Олимпиаде так пишет про грех: «Ведь одно только, Олимпиада, страшно, одно искушение, именно только грех, – и я не перестаю напоминать тебе это слово, – все же остальное – басня, укажешь ли ты на козни, или на ненависть, или на коварство, или на ложные доносы… на лишение имущества, на изгнания, или заостренные мечи, или на войну во всей вселенной, каково бы все это ни было, оно и временно и скоропреходяще, и не имеет места к смертному телу и нисколько не вредит трезвой душе. Вот только одно, только одно страшно…. Видимое, оно все временное. Итак, зачем тебе бояться временного…<…> Итак, только одно страшно, только грех.»
Вот, собственно говоря, что есть смерть. И нет никакой другой смерти для нас, христиан. И нет никакого другого страха для нас, как только грех, который может с нами приключиться и искалечить наши души, убить нашу волю, разрушить состояние нашей души, все разрушить вокруг себя и превратить в прах. И вот с этим грехом Христос сразился. Этот грех Он победил на кресте. Этот грех поражен, и смерти больше нет. И каждому из нас дана власть Богом побеждать этот грех и побеждать смерть.
Аминь.
Протоиерей Алексий Уминский.