Авторитет Святых был настолько глубоким в народе, что среди христиан произошло разделение. Они группировались на враждующих друг с другом василиан, григориан и иоаннитов. Василия Великого почитали как мужа твердого нрава, замечающего и искореняющего все согрешения. А также и как аскета в личной жизни, чуждого всего земного. Чуть ниже его ставили Иоанна Златоуста как имевшего отличные от указанных качества. Он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию.

Другие, наоборот, возвышали Иоанна Златоуста как мужа человеколюбивого, понимающего слабость человеческого естества. А также и как красноречивого оратора, наставлявшего всех на покаяние. Но в то же время отделявшего грех от грешника и неустанного боровшегося с грехом. Именно поэтому и почитали его выше Василия Великого и Григория Богослова.

Почитатели же святого Григория Богослова имели другое мнение. Они утверждали, что он своим искусным истолкованием Священного Писания превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости. Как ранее живших, так и современных ему.

Церковное предание гласит. Чтобы положить конец спорам, Три Святителя явились в 1084 году Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому. Представ перед выдающемся песнописцем того времени, они заявили о своем равенстве пред Господом. Поэтому повелели установить общий день празднования их памяти.

После видения Владыка Иоанн Мавропод тут же примирил враждующих. Он повелел установить новый праздник на 30 января. Все трое Святителей вспоминались именно в этом месяце. Василий Великий — 1.01, Григорий Богослов — 25.01, перенесения мощей Иоанна Златоуста — 27.01. Он же составил каноны, тропари и похвалы к празднику.

Так три великих столпа Церкви преподали нам необходимый урок любви и единомыслия в вере. Ведь у каждого из нас возможно наличие своих особых даров, талантов, способностей. Эти дары Божии должны сочетаться и слагаться воедино на благо Церкви. Они не могут быть предметами абсолютизации, гордыни, разрывов и расколов.

Поделиться