Великий пост в 2024 году начнется 18 марта. Ему предшествует несколько подготовительных недель (слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день).
25 февраля — Неделя о мытаре и фарисее — начинается первая из трех подготовительных недель Великого поста. На Божественной литургии читается Евангельский отрывок (Лк. 18:10–14), в котором мытарь олицетворяет собою искренне кающегося грешника, а фарисей – человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным. В привычный порядок служб постепенно вплетаются песнопения из Постной Триоди – сборника великопостных гимнов и молитв. К примеру, на воскресной утрене поются стихиры «Покаяния отверзи ми двери». Период с 26 февраля по 2 марта является сплошной седмицей (календарная неделя), в течении которой отменяется пост.
3 марта – Неделя о блудном сыне. На Литургии читается отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 15:11–32) о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаявшись в своем поступке, вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку. Активнее используется Постная Триодь, на утрене воскресенья впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских», который напоминает человеку о том, что он – пленник греха и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним.
9 марта – Вселенская родительская суббота. В этот день совершается особое заупокойное богослужение — Церковь молится о всех от века почивших христианах. Такое богослужение (сугубо поминальное), совершается лишь несколько раз в году. Обращает на себя и обилие заупокойных текстов в нем, которые являются далеко не унылыми и печальными, а радостными, исполненными надежды на всеобщее воскресение.
10 марта – Неделя о Страшном Суде, Мясопустная. На Божественной литургии этого дня читается отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 25:31–46). Верующим напоминается о грядущем втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде. Происходит заговенье на мясо — в этот день, последний раз перед Пасхой на трапезе разрешается вкушать мясную пищу. На утрене поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского – «Помощник и Покровитель…». Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом.
11 марта – 16 марта – Сырная седмица, именуемая также Масленица. На этой седмице нет пищевых ограничений на вкушение яиц, рыбы, а также молочных продуктов – сыра, масла, сметаны, а также – рыбы. Отсюда происходит и название. Мясная пища уже не вкушается. Молитвы из Постной Триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу по Уставу Литургия не совершается и в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего», которая является одной из важнейших молитв Великого поста.
17 марта – Неделя Сыропустная, Прощеное воскресенье, воспоминание Адамова изгнания из рая. На Литургии в этот день читается отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 6:14–21), в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Ключевая идея богослужебных текстов – тоска по раю, который был утрачен людьми после грехопадения Адама. Происходит заговенье на любую пищу животного происхождения. После вечерни, которая совершается вечером в этот день (в приходской практике иногда этот чин совершают сразу после Божественно литургии) совершается чин прощения. В этом чине, подобно древним монахам, люди испрашивают друг у друга прощения за все обиды нанесенные друг другу, чтобы примирившись со всеми, с мирной душой войти в дни Великого поста. В этот день последний раз поется 136-й псалом. В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста – встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета.
*Необходимо заметить, что все уставные постовые предписания относятся в первую очередь к монашеской жизни; в приходской же практике они не всегда применимы и требуют обсуждения и благословения духовника.