— Для огромного количества людей актуальна проблема правильного питания, давления, излишнего веса, это серьезная проблема для здоровья и самочувствия. Хлеб, макароны, картофель – это еда неполезная, особенно, если почти два месяца только так и питаться. И вторая проблема – дороговизна постной еды – рыба, овощи, фрукты – все это стоит очень дорого. Рыба – 400-500 рублей, огурцы-помидоры – 300-400, курица – 100. А ведь древний подвиг поста как раз состоял в том, чтобы деньги, вырученные от экономии на скоромной еде, раздавать нищим. Как быть? Как определить для себя меру поста?
— Мне кажется, что деление продуктов на постные и непостные в данном случае — чистая условность. Понятно, что мясо связано с кровью и воспринимается всегда как продукт скоромный, но все равно деление это условно. Особенно в нашем двадцать первом веке.
Пост в Ветхом Завете и во многих культурах мыслится как полный отказ от пищи как таковой. Не как разделение на постную и непостную пищу, но как полный отказ от пищи на определенный короткий период. Когда Господь призывает Ниневию к покаянию, постятся – отказываются от любой пищи – все – от младенцев до стариков. Это строгое воздержание. Когда мы воспринимаем пост как смену одной пищи на другую, поста может не получиться, потому что качество постной пищи может превзойти пищу непостную.
Мы должны хорошо понимать, что значил пост для той культуры, в которой он формировался. В Средиземноморье, где складывался устав поста, — всегда было большое количество фруктов, овощей, которые круглогодично могли быть свежими. А мясо было отнюдь не ежедневной пищей. В какие-то времена люди вообще могли не иметь за своим столом ничего из мясного, питались пищей чаще постной, чем непостной. Бедные люди —тем более.
Мы поставлены в совсем иные условия поста.
Если есть проблема с пищеварением, дело не в том, какую пищу человек ест, а как он определяет для себя воздержание. Если он воздерживается во имя поста – пост он может принести как жертву Богу.
Мы перестали воспринимать пост как время воздержания.
Мне кажется, надо четко себе самому выработать свой собственный устав постных и непостных продуктов во время поста. Не всем священникам это будет понятно, но мне кажется, это можно попробовать сделать. Надо определить продукты, от которых я точно отказываюсь. Например, вполне могу без сладкого прожить. Могу? Тяжело, но могу. Я сладкоежка, мне без сладкого тяжело. Без сигареты прожить могу, предположим? Очень тяжело кому-то. Очень тяжело. Но вдруг получится, хотя бы несколько дней в неделю. Без чего-то еще я прожить могу? Это мне будет тяжело даваться, но тем не менее это будет реальность.
Если сравнить курочку с креветками и мидиями, — то курочка — не постная, а морепродукты – постные – но они уже из другого – из высокого класса удовольствия. А курица, бульон куриный, чего в нем такого?
Мне кажется, что честному, ревностному человеку может быть дано такое право, такая свобода: самому четко и честно разработать себе устав своего поста. Тем более если это связано с твоим здоровьем, если у тебя не очень хороший обмен веществ, если у тебя есть какие-то проблемы, связанные с организмом.
Выбери, что будет тебе давать четко возможность чувствовать, что ты постишься.
Надо думать и говорить о личном, честном, ревностном воздержании. Когда ты постишься — это состояние, когда ты немножечко голоден. В пище чего-то не хватает, и ты это терпишь, и ты с этим справляешься. Не может быть так, чтобы тебе Постом все время было сытно. Сытно и хорошо, завалил себя постными продуктами — ну какой это Пост?
Протоиерей Алексий Уминский.