– Возможно ли быть хорошим человеком вне Церкви? Допустим, один человек более верующий, а другой менее верующий. Первый ходит в храм, читает молитвы, Псалтирь, но у него много страстей (например, злость, раздражение) и он со всем этим пытается бороться. А другой человек в храм не ходит, но сам по себе от природы спокойный, кроткий, смиренный.
– Есть очень много хороших людей, но они вообще ни во что не веруют. А есть такие верующие, что надо полы подобрать и бежать с огромной скоростью. Что тут такого нового-то? Вы как будто только вчера родились.
Знаете, был такой Человек на земле две тысячи семнадцать лет тому назад, звали Его Иисус, что значит «Спаситель». Он был особенный Человек, потому что сошел с небес и был Сын Божий. Он прожил короткую жизнь, по нашим понятиям,– тридцать три года, и Его распяли на Кресте, как разбойника, вместе с двумя разбойниками. Был суд, главный судья хотел Его отпустить, но народ заволновался; он испугался, как бы на него не написали кляузу, и умыл руки: что будет, то будет. И вот все люди (и те, которые участвовали в распятии, и толпа, которая стояла на площади, и те, кто вершил суд – все-все) были верующие люди. Понимаете? Так что Вы, сударыня, не там ищете.
– А вне Церкви человек может приобрести смирение?
– В какой-то степени. Даже домашний кот (я знаком с одним котом) иногда проявляет смирение.
– Но это будет все-таки не в полной мере?
– В полной мере смирение только у святых. Собственно, смирение и приводит к святости, потому что Бог дает Свою благодать только смиренным. Сначала человек достигает смирения, а потом это венчается от Бога святостью.
А хороший человек – это как хорошее кресло. Вот я сейчас сижу в кресле: оно неплохое, на четверочку, по мне; немножко спинка низковата, но на четверочку пойдет. Поэтому я смиряюсь, не ропщу, не говорю: дайте мне другое кресло, чтобы подлокотник был повыше. Не по мне шито, «кольчужка коротковата». Все очень просто. Хороший человек никогда Царствия Небесного не наследует, потому что без веры невозможно угодить Богу.
– Добрые дела человека Богу приятны.
– Конечно. Когда серийный убийца, сидя в какой-нибудь пожизненной тюрьме на каком-то острове, совершает какой-то хороший поступок, то это тоже Богу приятно. И охране приятно. И если его сожители по этой тюрьме об этом узнают, они тоже это оценивают. Потому что каждый человек знает, что хорошо, а что плохо. То, что плохо, он оправдывает, а то, что хорошо, хвалит. А тщеславные люди стараются этот поступок сделать достоянием многих: это называется «хвалиться». Но никакая хорошесть не влияет… Есть хорошие проявления в человеке, которые приятны Господу, и если Господь захочет поощрить этого человека, Он может оказать ему милость. А эта милость будет для человека как шаг навстречу Богу и может потом, лет через тридцать, привести его и к смирению, и к Богу, и к Церкви.
Обычно такие вопросы задает человек, который не понимает, зачем существует Церковь, поэтому ему вообще не хочется с ней иметь дело и он ищет себе оправдания. Но считает себя хорошим. «Я вот хороший, могу как-то так, на одной хорошести…»
Вот «Мерседес» – хороший автомобиль, но он не попадает в Царствие Небесное. Почему? Потому что он мертвый. Хотя на вид он и урчит, и ездит, и потребляет топливо, прямо как зверь. И имя женское, и называется «тачка». Но не входит «Мерседес» в Царствие Небесное.
– За хорошие поступки Господь человеку воздает…
– Не всегда. Это зависит от мотива.
– Но для Царствия Небесного таких отношений с Богом недостаточно?
– Нет.
– То есть человек должен сделать некий шаг именно навстречу Богу.
– Да, этот шаг называется (не буду скрывать от дорогих наших зрителей) покаяние. А покаяние заключается в том, чтобы увидеть свое недостоинство, увидеть себя, что ты совсем не хороший человек, это у тебя такая горделивая иллюзия. И вот если человек это увидит, тогда это уже шаг к покаянию.
– Человек увидел и стал себя ругать за все.
– Это неконструктивно. Конструктивно – это когда человек изменил поведение, изменил свои слова, изменил мысли и чувства.
– То есть это целый комплекс изменений.
– Да, просто мы разделяем это для того, чтобы человек лучше понял, что требуется. Потому что очень часто люди твердят: «Я хороший человек, я трудолюбивый, я молитвы читаю, я в церковь хожу…» Думаешь, когда же этот поток кончится? А потом это заканчивается словами: «Но вот Пелагею Захаровну простить не могу». Тогда то, что он делает, это кому и зачем?
– Ему нравится.
– Он сам себе нравится и считает себя хорошим, но совесть все-таки говорит, что нельзя так Пелагею Захаровну ненавидеть. Потому что Господь сказал: любите враги ваша. Но, к сожалению, люди, которые задают такого рода вопросы, Евангелие не читают; максимум, может, когда-то начинали одну-две главы о том, как Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, и на этом чтение заканчивалось…
отвечает на вопросы прот. Димитрий Смирнов