Как подготовить ребенка к первой исповеди? Почему подростки уходят из Церкви и что делать, чтобы этого не произошло? Кому принадлежит главная роль в духовном воспитании детей: священнику или родителям? Как уберечь ребенка от духовного выгорания, привыкания?
На эти и другие вопросы мы попросили ответить протоиерея Андрея Овчинникова, автора множества бесед о семейной жизни и отца семерых детей.
– Часто приходится видеть волнение и даже некоторое беспокойство прихожанок-мамочек, как только первый ребенок (именно первый, а не третий или четвертый) достигает 7-летнего возраста и готовится к своей первой исповеди. Насколько и почему для каждого христианина, в частности для маленького христианина, важна первая исповедь под епитрахилью священника?
Было бы здорово, если бы отцы занимались подготовкой детей к исповеди. И неважно, дочка это или сын
– Вы отметили, что это беспокоит женщин, «мамочек». Грустно, что папы при этом не присутствуют, потому что священник, принимающий исповедь, должен видеть, что в семье отец занимается воспитанием. Было бы здорово, если бы отцы занимались подготовкой детей к исповеди. И неважно, дочка это или сын. Ведь женская рука, которая подводит ребенка к первой исповеди, имеет следующую специфику. В первую очередь мать пытается создать своему ребенку комфортную ситуацию, чтобы он чувствовал себя спокойно, уверенно. С одной стороны, это хорошо. Но с другой стороны, мать создает некий искусственный мир – да, он очень комфортный для ребенка, но в жизни не всегда осуществим.
В нашей семье не было каких-то специальных подготовок к первой исповеди. Все шло по накатанной.
Дети подрастают, их уже не приносят в храм, они должны готовиться к более серьезным шагам в Церкви. Важным шагом подготовки к Таинству Причастия является исповедь. Если в семье воспитанием занимаются серьезно, в том числе и отец, и мать, то исповедь ребенка совершается задолго до первой исповеди в храме. «Что такое хорошо и что такое плохо?» – должно быть темой постоянных разговоров в семье. Естественно, если детям гораздо раньше, чем в 7 лет, родители говорят, что плохо обманывать, лениться, лукавить, капризничать, устраивать истерики, то это переносится и на исповедь. Поэтому незачем волноваться.
Ребенок подходит к исповеди, и мы видим, как его воспитывают. Если его воспитывают действительно в вере, то и кается он осознанно, часто достаточно глубоко и серьезно. А если это воспринимается в семье лишь как некое действие – «подойти к батюшке и что-то рассказать», – то это чувствуется.
В чем дети обычно каются? Капризничал и не слушался. Два греха. Родители совершенно не обращают внимания на то, что ребенок часами сидит в телефоне, что он уже врет, что он эгоист, который не помогает дома. Но глубинные вещи родители упускают из виду, и проводится лишь поверхностная работа с детьми.
Если дома не ведется воспитательная работа с детьми, то, естественно, ребенок будет на исповеди стоять и молчать
Поэтому я за упрощенную подготовку ребенка к исповеди. Сделал плохо – иди и расскажи, покайся в том, что ты сделал неправильно. Но если дома воспитательная работа с детьми не ведется, то, естественно, ребенок будет на исповеди стоять и молчать. Потому что он не знает, что сказать.
– Иногда мы видим, как на исповеди ребенок нехотя зачитывает свои грехи с листочка. Причем часто проступки написаны под «родительскую диктовку». Насколько это правильно?
– Огромная педагогическая ошибка, когда детей, пока они маленькие, заставляют, принуждают. Ведь когда им исполнится 13 или 14 лет, они просто взбунтуются и не захотят идти в храм.
Вы видите, что подростков в храмах фактически нет. Это результат так называемого «мамочкиного воспитания», когда матери пытаются изображать красивую картинку, но не воспитывают в вере. Поэтому когда ребенок достигает подросткового возраста и доходит до серьезного христианского осмысления жизни, то часто он просто не хочет что-то из себя изображать и отдаляется от Церкви. Я говорю жестко, но это – проблема.
В храмах – только младенцы и та молодежь, которая обожглась, оступилась, прошла через тяжелые падения. Они, как блудные дети, вспоминают, что надо бы вернуться в Церковь. То, что подростков в храмах нет, – показатель нашего воспитания.
Не советовал бы в плане осмысления грехов с детьми заигрываться, сюсюкаться. В нашей семье дети о своих грехах мало рассказывают. Но я знаю, что когда они идут исповедаться, то им есть в чем покаяться. Привычка к самоанализу – это очень важное качество.
Если ты можешь, прожив день, записать несколько грехов, которые совершил, значит, ты внимательно живешь
Вообще, записывать грехи на листочке – хорошая привычка, особенно когда человек только начинает свой христианский путь, в том числе ребенок. Если ты можешь, прожив день, записать несколько грехов, которые совершил, значит, ты внимательно живешь, анализируешь свои слова и поступки, фиксируешь, что где-то ошибся, в чем-то согрешил. А уже из этого списка в конце недели нужно группировать свои грехи и каяться священнику. В таком случае это хорошая практика.
– К сожалению, сейчас в семьях наблюдается, что воспитанием дочери больше занимается мать, а воспитанием сыновей – отец…
– Я бы таким воспитателям дал строгую епитимью – совершать поклоны.
Надо организовывать силами многодетных родителей локальные курсы по основам христианского воспитания детей. Потому что воспитывать детей у нас не умеют. Не умеют, не хотят, не могут. А в результате мы видим искаженные виды христианского воспитания. Внешне – с налетом церковности, а внутри – пустота, иногда даже некая гниль человеческого характера, над которым никто не работает.
Много, к сожалению, печальных примеров даже среди тех, кто учится в семинарии и готовится стать священником. Не видишь в современных юношах тех качеств, которые должны быть в основе христианского воспитания: порядочность, честность, трудолюбие, бескорыстие. В чем причина? Причина в упущенных годах, когда нужно было денно и нощно бдеть над ребенком, воспитывать, показывать пример, не заигрывать с ним.
– Порой родители ищут для своего любимого чада именно «детского батюшку», ласкового духовника. Нужно ли заниматься такими поисками?
– Думаю, священник должен создать комфортные условия для любого человека: не только для ребенка, но и для взрослого.
Духовничество заключается в комфортности, чтобы человек, подошедший к священнику, был спокоен, ему было бы легко и нестрашно говорить о своих ошибках, о своих грехах. Потому что исповедуется христианин не священнику, а Богу.
Ищите священников так же, как ищете учителя, врача; ищите человека, который не изображает из себя пастыря, а живет этим
К сожалению, наши батюшки не всегда могут обеспечить душевный комфорт. Беда, что сейчас мало священников, которым можно доверить своих детей и которые бы не навредили. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) как раз любил об этом говорить: ищите священников так же, как ищете учителя, ищете врача; ищите человека, который не изображает из себя пастыря, а живет этим.
– А как правильно родителям себя вести с ребенком после его исповеди? Многих, признаться, прямо-таки «разрывает» от любопытства: мол, «что же дитя сказало священнику? что и как священник ответил ему?».
– Не трогать ребенка. Не лезть ему в душу. Исповедался он – и слава Богу. Можно ни о чем и не спрашивать. В следующий раз подойдет к исповеди – и уже больше скажет.
В чем главное правило воспитания? Мягко, но достаточно последовательно и твердо сгибать волю ребенка, направляя ее к добрым целям. Этот труд очень важен!
Хоть я и сказал, что воспитывать следует «мягко», но делать это непросто и даже болезненно. Например, ребенка нужно приучить раньше вставать, чтобы помолиться, убрать игрушки, застелить кровать, помыть свою посуду. Все это родителям необходимо транслировать и таким образом приучать детей к маленькому самоотвержению. Такими шажками будет достигнут первый результат.
Кто может похвастаться, что у него получается оторвать детей от компьютера, смартфона и онлайн-игр?!
А дальше мы должны говорить детям о том, что нужно следить за своим языком, быть вежливым и благодарным. Отдельная тема – смартфоны, которые сейчас являются «оружием массового поражения». Кто может похвастаться, что у него получается оторвать детей от компьютера, смартфона и онлайн-игр?!
Почему-то у нас принято перекладывать главный труд на священника. Пусть, мол, батюшка перевоспитает. Послушайте, мы можем только подправить то, что сделали в плане воспитания родители. Лишь помочь и подправить. Все – на совести и ответственности отца и матери.
– Когда в нашей семье ребенок был крохой, мы любили игру «Мои достижения». В конце каждого дня вместе обсуждали, как прожили этот день. Ребенок говорил, чего он достиг, а что сделал плохо или что у него не получилось. Но к 6-ти годам, как я заметила, ребенок начал врушничать, чтоб казаться лучше и умнее. Так и на исповеди можно заметить, что дети хотят казаться лучше, чем они есть на самом деле, поэтому утаивают. Можно ли ребенку помочь научиться быть искренним, не бояться выглядеть нелицеприятно?
– Если он врет, то он врет и дома, и в храме. Родители должны с ребенком заниматься. Если ребенка, как говорится, вывели на чистую воду, что он, к примеру, уроки прогуливал, конфеты из буфета таскал, в телефоне сидел, хотя это было запрещено, и родители провели с ним беседу, то итог какой? Ребенок идет к священнику исповедаться.
Мы, священники, только фиксируем тот или иной поступок, повлиять на ситуацию очень трудно. Если люди, особенно дети, неискренни на исповеди, то, безусловно, они хотят казаться лучше, чем есть на самом деле. То, что сидит внутри у детей, должны родители знать и работать над этим.
Почему я все время говорю: «родители, родители, родители»? Потому что 95% воспитания – это работа родителей
Почему я все время говорю: «родители, родители, родители»? Потому что 95% воспитания – это работа родителей. Если ребенок вырастает верующим человеком – это заслуга родителей, а не священников. А священники только поправляют, поддерживают, говорят, что твои папа и мама тебя воспитывают, чтобы ты был хорошим, продолжай так жить.
К нам сегодня все чаще приходят с вопросом: «Что делать?». У кого-то дети страдают наркоманией, у кого-то – игроманией, у кого-то – сожительствуют и т.д. Как мы можем помочь? Молиться. Упущенное время и не предпринятые вовремя правильные усилия родителей уже не поправишь. Я здесь пессимист, потому что мы наблюдаем очень печальную картину.
А ведь поначалу детки все такие хорошенькие! Но, обратите внимание, они все маленькие, им 5, 7, 9 лет. А где такие же улыбающиеся подростки? И даже не улыбающиеся? Их просто-напросто нет в храмах. Да, мы радуемся малышам в храме. Слава Богу. Но когда служишь четверть века, младенцу уже не так радуешься. А вот подростку или юноше я по-настоящему радуюсь.
– А вот такой случай. Невоцерковленные родители решили, что их семи- или девятилетний ребенок должен жить правильно, и приводят его на первую исповедь, на причастие. Но этому ребенку, поскольку он был не приучен, исповедь далась с большим трудом. Что бы вы посоветовали, дабы не потерять эту маленькую душу?
– Пути Господни неисповедимы. Сколько примеров, когда ребенок с детства в Церкви, а потом его уносит куда-то в сторону, и больше мы его не видим. Даже взрослый человек ходит 10, 15 лет в храм, раз – и все: разочарование, выгорание, – и тоже мы его больше не видим…
Первый порыв, конечно, важен. Это должно быть радостное событие. Люди впервые пришли в храм на исповедь, на причастие, совершают первый пост… «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24: 13). Представляете, впереди – целая жизнь, которую нужно прожить в христианстве. Сколько будет испытаний, когда ты можешь оставить то, с чего начинал.
Прежде всего священник не должен своими неправильными действиями отклонить человека от веры, от Церкви, не должен испугать. Я обычно стою, слушаю, молюсь, наблюдаю. Потому что у каждого человека своя дума о своей душе. Дай Бог, чтобы это на многие годы сохранилось.
– Вы упомянули о выгорании. Бывает и так, что дети, которые воспитываются в воцерковленных семьях, со временем утрачивают трепетное отношение к церковному, начинают относиться как к обыденному, а в храм идут не ради той главной Встречи, а ради встречи с «воскресными» друзьями, воспринимая священнодействия автоматически. Как родителям уберечь ребенка от выгорания, привыкания?
Если родители ведут фальшивую религиозную жизнь, то и дети со временем будут уподобляться им
– Только личным примером. Если сами родители трепетно относятся к святыне, то ребенок будет это видеть. Если родители двусмысленно живут и ведут себя, то и ребенок будем им подражать. Причастились, а из храма вышли – и забыли: осуждают, ругаются, грубят, предаются праздности или чревоугодию и т.п. Что ребенок увидит? Театр, внешний спектакль, родители просто изображают идиллию. Дети не прощают фальши. Если родители ведут фальшивую религиозную жизнь, то и дети со временем будут уподобляться им. Поэтому родителям очень важно быть подлинным примером.
– Авторитетом для ребенка могут быть только родители? А священнослужитель, педагог, тренер?
– У маленьких детей и подростков не должно быть иных авторитетов, кроме родителей. Потому что сейчас сложное время, и нужно самим заниматься детьми. К сожалению, мы наблюдаем нездоровую, тревожную ситуацию.
Но когда дети достигают совершеннолетия, то очень важно, чтобы в лице священника они обрели хорошего друга, старшего брата или отца (в зависимости от возраста духовника), который будет помогать идти по жизни.
– Мы не лишаем их самостоятельности?
– Пока маленькие – нет, а потом, в сознательном возрасте, их можно потихонечку отпускать.
У нас большая семья, поэтому я не могу говорить о том, как воспитывать одного ребенка или двух детей с разницей в 10 лет. У нас семь детей, и другого опыта нет. И вся наша семья росла вместе с детьми. Поэтому я могу транслировать только такой опыт. А что сказать тем, у кого один ребенок?.. Проще десятерых воспитать, чем одного. Он же все силы из родителей вытянет, ему же одному скучно. Я сам был один, вспоминаю свое детство: кошмар какой-то.
Будьте рядом с детьми – это самое главное. Детей надо любить. Будете с ними рядом, будете разговаривать с ними, заниматься их воспитанием – и все будет хорошо.
– Какие книги, кроме Книги книг, вы бы советовали детям, да и родителям, чтобы научиться осознанно каяться?
– Лучшая книга – правильное воспитание, когда родители объясняют, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Мне всегда очень режут душу скрытые пороки, такие как подлость, лицемерие, предательство, когда внешне – канва благопристойности, а внутри – гниль характера. Видимо, в семье было что-то неправильно.
Важно приучать ребенка к простому труду, чтобы он мыл пол, посуду, мог постирать и развесить белье
Важно приучать ребенка к простому труду, чтобы он мыл пол, посуду, мог постирать и развесить белье. Этот труд очень важен. Сейчас детей стараются от этого уберечь, а в итоге мы наблюдаем эгоизм, который является главным врагом воспитания.
Ни в коем случае нельзя «играться» во внешнее воспитание. Видимо, людям не хватает знаний, мудрости житейской.
Сейчас много хорошей литературы. По семейной жизни есть прекрасные книги протоиерея Илии Шугаева, Нины Федоровой «Семья» – об эмиграции, вере и стойкости; неплохой труд по психологии Гэри Чепмена «Пять языков любви»; роман «Анна Каренина» я считаю учебником семейной жизни. Интересны также рассказы М. Шолохова «Судьба человека», О`Генри «Дары волхвов».
Главное – быть всегда вместе с детьми, идти рядом с ними по жизни, любить и уважать их, помогать им, больше общаться.
– И в завершение. Отец Андрей, как помочь ребенку научиться бояться не каяться, а грешить?
– Если ребенок видит богобоязненного человека рядом с собой в лице отца/матери, то и сам станет таким. Но эта богобоязненность не должна быть наигранной, когда человек внешне изображает это чувство, а внутри страха Божьего не имеет. Поэтому если родительский пример истинный, подлинный, то и ребенок данный урок усвоит. Это самое-самое главное средство.
Добрый пример – сейчас это самое ценное!
6 июня 2022 г.
По материалам — https://pravoslavie.ru/146528.html