1 января, когда наши соотечественники бурно встречают Новый Год, Православная Церковь отмечает день памяти мученика Вонифатия — святого, которому молятся… об избавлении от пьянства. Дату специально никто не подгадывал: день памяти мученика «попал» на первый день года благодаря тому, что большевики перевели страну на григорианский календарь в 1918 году.

Cвятой мученик Вонифатий жил в Риме, в III веке. Он был рабом молодой, ветреной и очень богатой аристократки Аглаиды. Но рабство не слишком тяготило Вонифатия, ведь ему не пришлось добывать мрамор в пыльных каменоломнях или обливаться потом на плантациях. Рано оставшись без родителей, легкомысленная хозяйка возложила на Вонифатия все хлопоты по управлению своим домом и обширными земельными владениями. Раб-управляющий прекрасно вел хозяйские дела, к тому же был молод, красив, и отличался веселым нравом. Нужно ли удивляться, что вскоре он оказался еще и любовником своей хозяйки…

Вонифатий и его госпожа были христианами. И хотя они находились в блудном сожительстве (брак раба и патрицианки в Риме был вещью совершенно невозможной), но оба тяготились таким положением, старались хотя бы в чем-то поступать благочестиво и раздавали обильную милостыню всем нуждающимся.

Однажды Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение. Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и попросила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их небесным заступником. Госпожа дала ему много золота — на раздачу милостыни и на выкуп мощей. Взяв себе в помощь много слуг и лошадей, Вонифатий собрался в путь.

Перед самым отъездом, он, хитро улыбаясь, спросил у своей госпожи:

— А что будет, если я не найду тела мученика и тебе принесут мое тело, замученное за Христа? Примешь ли ты его тогда с честью?

Аглаида, рассмеявшись, назвала его пьяницей и грешником. А после, уже серьезно добавила: «Такими вещами не шутят. Помни, ты собираешься за святыми мощами, на которые мы с тобою даже взглянуть недостойны».

Через некоторое время обоз Вонифатия прибыл в киликийский город Тарс. Устроившись в гостинице, Вонифатий сразу же отправился на городскую площадь, где проходило истязание мучеников. То, что он там увидал, описано в его житии во всех страшных подробностях: «…один мученик висел вниз головою, а на земле под ним был разведен огонь, другой был крестообразно привязан к четырем столбам, иной — лежал, перепиленный пилой, иного мучители строгали острыми орудиями, иному — выкалывали глаза, другому — отсекали члены тела, иного надевали на кол и, подняв от земли, утверждали кол в земле, так что он проходил ему до шеи, у иного кости были сломаны, у иного — руки и ноги были отсечены, и он, подобно клубку, катался по земле, но на всех лицах была видна духовная радость, потому что, перенося нестерпимые для человека мучения, они были укрепляемы благодатью Божиею…»

Нам не дано понять, что такое духовная радость на лицах людей, с которыми делают подобные вещи. Объяснить это невозможно, такое можно только увидеть, как увидел Вонифатий на площади в Тарсе. Еще труднее объяснить, что же произошло тогда в душе молодого, обеспеченного и вполне благополучного человека, который о собственном мученичестве до этого мог говорить только в шутку. Однако то, что произошло в тот день на площади, было зафиксировано не только в церковных святцах, но и в протоколах римских чиновников, производивших казни. А случилось следующее: Вонифатий прорвался сквозь конвой к истерзанным мученикам, и стал целовать им ноги, прося их помолиться о его душе. Охрана тут же схватила его и поставила перед судьей. Тот спросил: «Кто ты?» Вонифатий ответил: «Я христианин», — а затем отказался принести жертву идолам. Его немедленно подвергли таким же страшным истязаниям, как и других мучеников, после чего отрубили голову.

Между тем спутники святого Вонифатия, напрасно прождав его два дня в гостинице, отправились разыскивать своего начальника. Узнав, что его казнили, они выкупили у охраны его останки и привезли их в Рим.

Аглаида с великим почетом приняла мощи Вонифатия, а затем построила на месте его погребения храм.

Тропарь, глас 4.

Мученик Твой, Господи Вонифатие, / во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего / имеяй бо крепость Твою, / мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости // того молитвами спаси души наши.

Молитвы святому Вонифатию.

Образ жизни святого Вонифатия был далеко не праведным, но, осознавая, что живет в грехе и не в силах сам отказаться от своих пристрастий, он молился Господу о наставлении на путь спасения его души. Богом ему был дан тяжелый и страшный крест мученичества, но были даны и силы, чтобы понести его. Вонифатию часто молятся о том, чтобы избавиться от пагубных привычек, и в первую очередь, от пьянства.

Надеясь на заступничество святого перед Господом, нужно понимать, что никакие молитвы и слова не помогут, если за ними — пустота, то есть, если за ними нет искреннего желания изменить свою жизнь.

Но бывает и так, что болезнь — алкоголизм, наркомания или другая зависимость — оказываются сильнее человека, и он, даже имея желание остановиться, не справляется. Пример мученика Вонифатия призывает не унывать и не опускать руки в такой сложной ситуации, ведь святой тоже долгое время шел к тому духовному подвигу, которым закончилась его жизнь. А потому после каждого падения нужно вновь и вновь просить у Господа прощения и помощи, вновь и вновь начинать с начала свой путь покаяния и борьбы с грехом.

Не нужно отчаиваться и тем, кто молится за своих подверженных тяжелым недугам близких. Где бессилен человек, всегда есть надежда на Бога, и только Он знает, через что и как грешник может прийти к Спасению.

Молитва святому Вонифатию от пьянства.

Молитва первая.

О многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие, к твоему заступлению ныне прибегаем: молений нас, поющих тебе, не отвержи, но милостивно услыши нас, виждь братия и сестры наша тяжким недугом пианства одержимая, виждь того ради от Матери своей, Церкви Христовой, вечнаго спасения отпадающая. О, святый мучениче Христов Вонифатие, коснися сердец их данною ти от Бога благодатию, скоро возстави от падения греховнаго и ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Господа Бога, Егоже ради страдал еси, да простив нам согрешения наша, не отвратит милости Своея от сынов Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии, да поможет Своею десницею воздержание крепкое и спасительное Богу обещание свое до конца сохранити, во дни и в нощи о нем бодрствующе, и добрый ответ о нем дати на Страшнем Судище. Приими, угодниче Божий, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих; жен честных, о мужех своих рыдающих; чад сирых и убогих, от пианиц оставленных; и всех нас, иконе твоей припадающих, и да приидет сей вопль наш молитвами твоими ко Престолу Всевышняго даровати всем по молитвам их здравие и спасение душ и телес, наипаче же Царствие Небесное. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный час исхода нашего помози прейти непреткновенно воздушныя мытарства и молитвами твоими избави вечнаго осуждения. Умоли же Господа даровати нам ко Отечеству нашему любовь нелицемерную и волю непоколебимую пред врагами Церкви Святыя, видимыми и невидивыми, да покрыет нас милость Божия в нескончаемыя веки веков. Аминь.

Молитва вторая.

«Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имярек) словесами божественного Евангелия Твоего, читаемыми о спасении рабов Твоих сих (имярек). Попали, Господи, терние всех согрешений их, вольных и невольных, и да вселится в них благодать Твоя, просвещающая, опаляющая, очищающая сего человека. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.»

 

Поделиться