– Только воскресенье и остается, чтобы выспаться.
– Ты что же, не спишь в другие дни?
– Ну, а дела, работа?
В воскресенье – церковь. На службе боишься ослушаться начальника своего. А Бога не боишься? Если пропустишь работу, потеряешь дневной заработок. Не подумал, что ты теряешь, удаляясь от церкви и от Бога?
Итак, ты хочешь выспаться. Ложись в субботу пораньше и не сиди до полуночи в театрах, кинотеатрах и на вечеринках. В субботу тебе следует удаляться от других занятий, чтобы подготовить себя к главному визиту, который нанесешь на следующий день Богу.

Из книги «Почему ты не в Церкви?».

__________________________________

Каждый раз, когда мы пропускаем службу – по лени и нерадению или в силу каких-то обстоятельств, которые не дают нам возможности прийти в храм, – нам надо об этом скорбеть. Время течет, праздник уходит, и мы как бы не изучаем того, что могли бы изучить. Хотя, к сожалению, и когда мы пребываем в храме, участвуя в богослужении, многое проходит мимо наших ушей. Нам нужно еще очень долго привыкать, очень долго настраиваться и долго еще учиться молиться. Вот как ребенок – он же не сразу учится читать: сначала по слогам, потом отдельные слова, потом предложения; а потом он еще бесчисленное множество лет делает ошибки в этих предложениях – сначала орфографические, буквы пропускает; потом учится запятые правильно расставлять.

Так же и в духовной жизни мы постоянно учимся. И оглядываясь на прошедший год, каждому из нас надо подумать: ну а чему я, собственно, научился, что я познал в этом году, к чему пришел? Вот прожил год и ходил этот год в храм. Было ли это просто хождение либо это было все-таки следование умом и сердцем за течением праздников, этих великих уроков, которые преподает Церковь, – уроков благочестия? Что я познал из закона Божия хотя бы умом, что начал из него воплощать в своей жизни?

__________________________________

Каждый седьмой день мы празднуем Воскресение Христово и поём пасхальные песнопения «Воскресение Христово видевши». Ну, конечно, мы поём, но не все видят, даже люди, приходящие в храм. Почему так? А потому что чтобы увидеть, нужно две вещи. Первое – иметь веру христианскую. А большинство людей, ходящих в церковь, веры христианской не имеют. Если имеют какую-то веру, то скорее бесовскую, про которую сказано в Писании: и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 19). А человек, приходящий в церковь, часто и не трепещет. Почему? У него нет ни благоговения, ни умиления, ни страха Божия.

А для чего же человек тогда приходит в церковь? Ну как для чего? Потому что каждый психически нормальный человек религиозен. Раз он религиозен, это качество человеческой души требует удовлетворения. Человек удовлетворяет свою религиозную потребность. Вот. И большинство людей считают, что это и есть искомое. Вот завтра огромное количество людей пойдут к мощам святителя Спиридона, например. А послушайте, что они говорят, когда их спрашивают, зачем они пришли. Потому что тележурналистам интересно, что они ходят. Уже полмиллиона пришло. Ни один не говорит о том, что это как-то связано со Христом, со спасением. Это совершенно не интересует. Религиозная потребность в том, чтобы, как одна женщина в новостях сказала: «Ой, мы молимся, чтобы всё было хорошо». Вот чего все хотят.

И всякий религиозный человек хочет, чтобы всё было хорошо. Один что-нибудь себе на руку привяжет, какой-нибудь, как они говорят, оберег. Другой ещё что-нибудь. Одному обязательно надо что-нибудь съесть, а другому – куда-нибудь съездить. Вот, и люди готовы в очереди стоять. А это очень трудно – в очереди стоять. Но это в тысячи раз легче, чем молиться Богу, и в миллион раз легче, чем пытаться исполнить хотя бы одну какую-нибудь заповедь. А вот съездить, приложиться – это пожалуйста. Ну, тоже, конечно, какие-то усилия. Такие же, какие человек делает, когда едет в трамвае на работу.

Протоиерей Димитрий Смирнов.

 

 

Поделиться